Что_такое_византийская_мозаика

Что_такое_византийская_мозаика

История древней мозаики: Византия, Флоренция, Рим, Венеция

Флорентийская, римская, венецианская, византийская мозаика – эти названия техник ласкают слух, а образы, ассоциирующиеся с теми высокохудожественными объектами, что создавали мастера прошлого, тысячелетиями приковывают взгляды. Каждая школа уникальна, но все художники укладывали рисунок, собранный из различных материалов (смальты, камней, керамических плиток, шпона дерева и прочего), на подготовленную поверхность.

Быстрая навигация по статье

Первые опыты

История мозаики начинается ещё во времена шумерского царства. Самая древняя мозаика собиралась из кусочков обожжённой глины. В качестве основы использовали глину необожжённую.

Первая мозаика собиралась из конусных глиняных деталей, торцы которых окрашивали. Обычно использовался красный, чёрный и белый цвет. Месопотамия, г. Урук, 3 тыс. лет до н. э.

Из розеток, треугольников, зигзагов составлялись простые геометрические орнаменты. Помимо декоративной пользы, мозаика здесь защищает несущую конструкцию от влаги и выветривания.

Византия

Самая древняя мозаика Византии датирована III-IV вв. н.э. Золотое время данной технологии приходится на VI-VII и IX-XIV вв. н.э. Учитывая дороговизну материалов и работы, основным заказчиком мозаики Византии была католическая церковь. Великолепная древняя мозаика сохранилась в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле). Основные мотивы – библейские сюжеты.

Византийская мозаика – это эталон, она характеризуется высоким художественным мастерством. Изображения точны, предпочтение отдаётся большим полотнам, учитывается эффект масштаба: удалённость зрителя, его местоположение. Отличительная черта рисунка – наличие контура у каждого изображённого объекта. Цель приёма – зрительно выделить элемент на общем, чаще золотистом, фоне при просмотре с большого расстояния.

Мозаика «Христос Пантократор». Кафедральный собор епархии Чефалу (Италия, о. Сицилия). 1145-1148 гг.

Как выглядит смальта

Мастера в своей работе использовали смальту – цветное стекло. Технология основана на добавлении к стеклу оксидов металлов, придающих плитке необходимый цвет. В мастерских получали до нескольких сотен различных оттенков. Материал для мозаики в Византии был очень дорог. Для создания панно прибегали к смальте с добавлением сусального золота, подмешивали медь и ртуть. Технология характеризуется плотностью расположения пластин (небольших квадратов, реже иной формы) и применением прямого набора при их укладке. Готовое полотно имеет неровную поверхность и характерный блеск.

Флоренция


Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.

Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.

  • В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
  • Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
  • Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
  • Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
  • Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
  • Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.

Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.

Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).

Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.

Известны следующие техники:

  • Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
  • Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
  • Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
  • Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.
Читайте также:  Как_повесить_антресоль_на_стену

Прекрасно сохранившаяся римская мозаика с Посейдоном. Турция, г. Газиантеп.

  • Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
  • Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
  • Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.

Венеция

Венеция — это искусство, а искусство — это Венеция. Потому здесь была создана собственная школа мозаичного дела. И искусство это здесь процветало, чему свидетельствует только список храмов, где имеется венецианская мозаика:

  • Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
  • Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
  • Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. Венеция, Италия. XII в.

  • Фигуры людей тяжеловесны, а их лица однообразны;
  • Ярко выражена линейная стилизация, особенно заметная при передаче объёма и перспективы;
  • Преобладает тёмная цветовая гамма.

Современная венецианская мозаика — «терраццо», созданное на основе цементной смеси и инертных материалов (каменной крошки, осколков гранита, битого цветного стекла).

Классическая венецианская терраццо

  1. Необычная мозаика: 7 идей с фото
  2. Плиточный клей ЮНИС: выбор, технические характеристики, расход, инструкция
  3. Стеклянная мозаика в интерьере: 19 фото

Что такое византийская мозаика

Начало формирования византийской мозаики приходится на 3-4 века нашей эры. Именно в эту эпоху создаются первые мозаичные композиции. Расцветом мозаичного искусства Византии принято считать 6-7 века нашей эры. В дальнейшем данный вид монументальной живописи переживал кризис. В период с 9 по 14 века мозаичное искусство стало возрождаться и развиваться. Большая часть композиций – это библейские сюжеты и образы святых, которые украшают стены, потолки храмов и церквей.

Применяя античные методики в составлении мозаик, мастера Византии сформировали собственную технику в создании произведений. Частицы прозрачной и матовой смальты, а порой и камешки разнообразной формы и размеров склеивались в связующей основе под различным углом наклона. Такая техника позволяла солнечному свету переливаться различными оттенками на мозаичных полотнах.

Тематику мозаичных композиций составляли сюжеты из Библии. Они как будто переносили верующих в другой мир. Лики Христа, изображения ангелов и пророков, а также возвеличивание власти помазанника Божьего стали главными сюжетами мозаичных произведений Византии. При этом сюжет с библейскими персонажами обязательно создавался на золотом фоне, который символизировал роскошь и богатство. Таким образом византийские мозаичисты хотели создать эффект сопричастности зрителя с изображением.

Неровные сияющие поверхности мозаик затрагивались в игре светотени, тем самым формируя в интерьере еще больший ореол таинственности.

Яркие красочные тона создавали у зрителя ощущение того, что вот-вот произойдет чудо.

До настоящего времени сохранились известные всему миру мозаики Равенны – города, расположенного в северной части Италии. В этом городе в 6 веке нашей эры лучшие мастера мозаичного искусства декорировали стены церкви Сан Витале. Солнечный свет, попадающий из арочных проемов галерей и купола, дает возможность мозаике сверкать всеми оттенками цветовой палитры. По обеим сторонам от окон находятся мозаики, изображающие императора Юстиниана и его супруги Феодоры со свитой.

На первом мозаичном полотне изображен император Юстиниан, который преподносит подношение церкви в виде золотой чаши. Его голову украшает диадема, мастер также увенчал ее нимбом, чтобы показать, насколько сильно император привержен религии. Юстиниан облачен в цветные одежды, декорированные золотом. По правую сторону от императора изображены двое придворных и несколько стражников, фигуры которых закрывает парадный щит с монограммой Христа. С левой стороны от Юстиниана — старец в одежде сенатора и епископ Максимиан, держащий в руке крест, а также два дьякона. Абсолютно точная симметрия левой и правой сторон мозаичного полотна формируют у зрителя ощущение равновесия и гармонии.

На противоположной стене находится мозаика с образом жены императора Феодоры. Она входит в собор, держа в руках потир с золотыми монетами. На ее плечах и шее – удивительно красивые и изысканные ожерелья. Голову императрицы украшает корона с колоритными подвесками из жемчуга. Ее голова также увенчана нимбом. С левой стороны от жены Юстиниана находятся придворные особы, туники которых декорированы драгоценными камнями. С правой стороны от императрицы изображены евнух, который открывает завесу собора и дьякон. Мозаичист составил данную композицию на золотом фоне.

Читайте также:  Как_делают_лампочки_на_заводе

Обе работы создают у зрителя ощущение того, что власть императора Византии крепка и незыблема. Как не подчиниться такой власти, когда она окружена такой роскошью и богатством.

Следует отметить также уникальные мозаичные произведения в церкви Успения в Никее, Которые были созданы в 7 веке нашей эры. К сожалению, церковь была разрушена в 1922 году. Композиции, изображающие ангелов, просто потрясают зрителя своей красотой и великолепием. Образы ангелов настолько благородны, что создается ощущение, будто это настоящий идеал красоты античной эпохи. Они изображены в выразительных нарядах придворных стражников на золотистом фоне алтарного свода. Охраняя трон, они попарно стоят у него, держа в руках знамена. Ангелы предстают перед зрителем в естественной позе. Вместе с тем, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивается божественный свет, делают образы максимально реалистичными и выразительными.

Заслуживает особого внимания мозаичное полотно с изображением известного ангела «Динамиса», который олицетворяет собой эталон совершенства, благородства и одухотворенности. Лик ангела просто поражает богатством внутреннего мира, глубиной эмоций и чувств. К большому сожалению, имя создателя этого уникального шедевра неизвестно.

Отличительная особенность византийского стиля в мозаичном искусстве заключается в том, что мастера соблюдали максимальную точность пропорций человеческих тел. Нередко фигуры изображались мозаичистами в повороте или движении. В большинстве случаев мозаичная картина составлялась таким образом, чтобы визуально подчеркнуть объемность изображения.

Доклад о византийской мозаике — происхождение, особенности техники и образцы

Исторические сведения

Древние люди прославились своим умением складывать целое изображение из отдельных цветных кусочков. Подобное искусство появилось во многих странах и развивалось до совершенства. В Риме мозаикой украшали полы и стены общественных построек, терм и дворцов. Для создания картин использовали камушки и смальту. Этот материал представляет собой смесь стекла и металлов — меди, золота, ртути. Благодаря им получали разные оттенки смальты.

Но мастера Византийской империи были искуснее римских. Она создали собственную технологию выкладывания мозаики. В первое время они использовали гораздо меньшие по размеру кусочки, что сделало работы утонченными. Позже изменили и состав смальты. Стекло начали смешивать не только с металлами, но и другими веществами. Это позволило получить большую цветовую гамму. Качество работ было настолько высоким, что до сегодня мозаики сохранились в изначальном виде.

Римские и византийские мастера выполняли работы на разные темы. Первые изображали бытовые сцены, вторые остановились на библейских сюжетах и религиозных историях. Этот вид искусства в Византии использовался в основном для украшения храмов. Каждое панно было огромным, монументальным.

Этапы развития

Много столетий насчитывает история византийской мозаики. Первые образцы, которые нашли археологи, датировались вторым веком до нашей эры. А из сохранившихся известны панно III -го столетия. Известные образцы византийской мозаики находятся в Константинополе, Айе-Софии.

Обнаружена древняя смальта и в Киеве. Мастера Киевской Руси работали по проектам, созданным византийскими художниками. Этот вид изобразительного искусства достиг своего пика на период расцвета всей Империи. А позже приемы распространились по всем европейским государствам.

Археологи считают, что практически все изобразительное искусство произошло именно из культуры Византийской империи — фреска, мозаика, живопись. Но в период между VIII и IX столетиями в государстве длилась борьба с иконами. Из-за этого многие древние изображения были уничтожены.

Сохранились только те картины, где были геометрические фигуры и кресты. Но позже иконоборчество прекратилось, и мастера смогли возобновить работу над ликами святых. За несколько десятилетий они усовершенствовали свое ремесло, что поспособствовало возникновению изящных и необычайно красивых мозаик.

Но когда Константинополь завоевали Османы, они покрыли штукатуркой знаменитые фрески. И только в 1929 году по приказу Ататюрка главный собор отреставрировали и открыли при нем музей. Большинство изображений удалось восстановить и сохранить до сегодняшнего дня.

Основы композиции

Мозаики Византии всегда отличались от художественных работ других государств. Целью мастеров была точная оттенков, для чего они использовали множество материалов. Основные приемы византийской мозаики:

  • золотой фон;
  • работа начиналась с нанесения контуров;
  • применение цветного стекла;
  • картины рассчитаны на восприятие с большого расстояния;
  • символичность образов.
Читайте также:  Шуруповерты_сетевые_какие_хорошие

Обязательным было нанесение золотой краски под мозаику. Благодаря этому оттенку законченная работа мерцала при дневном и искусственном свете. А когда ее освещало пламя свечи, казалось, что фон движется и переливается. Любое панно мастера начинали с нанесения контура, формирую своеобразную раскраску. Так как картины рассматривали с расстояния, нужно было четко разграничить все детали изображения.

Благодаря использованию множества цветов мозаика получалась яркой и объемной. Византийцы первыми стали применять цветное стекло. Оно переливалось под солнечными лучами и в свете пламени свечей. Подобными картинами украшали базилики, соборы и другие огромные сооружения, чтобы придать им более торжественный и нарядный вид. Мастера рассчитывали, что их работа будет выглядеть внушающей с большого расстояния. И поэтому они допускали небольшие неровности, вытягивали контуры, придавая панно особый эффект.

В сравнении с античными работами византийцы изображали святых символично. Ведь никто точно не знал, как выглядел Иисус и его приспешники, Богоматерь и мученики. Фигуры из-за этого были образными, но информационными — они светились могуществом и проникновенностью.

Есть несколько особенностей у византийских композиций:

  • пропагандистские цели;
  • постоянный поиск новых техник работы;
  • поздние мозаики отличались большей пропорциональностью;
  • обязательное соответствие религиозным канонам;
  • принадлежность каждой картины ее месту.

С помощью изображений мастера пытались передать народу христианские идеи. Для большей выразительности рисунков они искали новые составы материалов и технику укладки, смешивали стекло с разными веществами. В поздних образцах человеческое тело стало пропорциональным, мастера начали изображать силуэты в движении. Композиции всегда соответствовали канонам христианства, мозаики кратко символизировали Рай, Небо и земной мир. Каждую картину изображали на ее месте, подбирали подходящие образы для храмов и соборов.

Технология мозаики

Главным достижением византийцев в мозаичной технике было то, что они научились придавать стеклянным кусочкам любую форму. Но чаще всего старались использовать квадраты и прямоугольники. Редко встречаются в изображениях круги и овалы.

Прямой набор — это особенность техники византийской мозаики. Кубики смальты не шлифовали, их выкладывали в ряд плотно друг к другу. Происхождение мелких деталей связано с повышением уровня мастерства. Небольшие кубики позволяют точно изобразить черты лица, сделать картину более изящной и добиться мягкого перехода цветов. Художники итальянской национальности создавали грубые панно, византийские отличаются утонченной кладкой ликов, одежды, умелым изображением игры света и тени.

Еще одно отличие от мастеров других стран — золотой фон. Благодаря такой технике картины ложатся немного неровно, что придает им специфический отблеск. При этом соблюдаются пропорции фигур, хотя все лица выполнены по одному эталону. Его и сегодня можно заметить на иконах и других изображениях святых.

Современное искусство

Византийские мастера показали достойный пример современникам. Их творческий путь продолжается и сегодня. Техника выполнения мозаики стала не просто визитной карточкой государства, но и образцом классического искусства.

Многие известные художники 21 века опираются на знания старинных мастеров. Они используют те же названия и определения, техники смешивания смальты и выкладывания стекла. Некоторые православные церкви украшены по канонам Средних веков. А в одном из центров изучения древних культур — художественной академии Равенны — есть класс по старинному искусству мозаики. Сов сего мира сюда приезжают специалисты для прослушивания лекций и участия в семинарах. Выпускники способны делать копии известных византийских картин и реставрировать изображения.

Сегодня можно увидеть старинные образцы в Стамбуле и Италии. Местные соборы и мавзолеи украшены изнутри великолепной мозаикой. В Равенне и Айя-Софии находятся самые древние примеры византийских изображений. А также можно найти панно в некоторых церквях Киева, мастера Руси также заимствовали идеи у византийцев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector