Экран_для_проектора_материал

Экран_для_проектора_материал

Полотна для экранов компании Projecta

Впервые мы тестировали полотна для экранов от компании Projecta почти три года назад. С тех пор у компании появились новые типы полотен, например, сохраняющие поляризацию, да и свойства полотен со старым названием могли претерпеть некоторые изменения. Статью мы решили разбить на две части, в этой, первой, мы рассмотрим полотна для фронтального проецирования, не обладающие специфическими свойствами. Вторая часть будет посвящена полотнам для обратного проецирования, а также полотнам, сохраняющим поляризацию и предназначенным для использования в проекционных системах 3D.

Описание полотен

В экранах Projecta фронтальной проекции могут использоваться несколько видов полотна, которые можно разделить на три группы: рассеивающие (матовые), отражающие и световозвращающие.

Матовые или (диффузные) полотна распределяют свет равномерно и имеют широкий угол обзора.

Отражающие полотна отражают большую часть света согласно правилу, что угол падения равен углу отражения, и, соответственно, имеют уменьшенный угол обзора.

Световозвращающие полотна (ретро-отражающие) преимущественно отражают свет обратно на источник.

В случае матовых полотен проектор можно устанавливать как на потолке, так и на столе. В случае отражающих и световозвращающих полотен проектор и зрителей нужно размещать с учетом свойств этих полотен, так, чтобы зрители находились в секторе с максимумом отражения.

По механическим свойствам материалы делятся на две группы: жесткие и тянущиеся. Первые имеют основу из переплетенного стекловолокна и используются в рулонных экранах без системы натяжения. Вторые представляют собой тянущуюся виниловую пленку (однослойную или двухслойную в случае полотен с обратной стороной черного цвета), поэтому используются в рулонных экранах с боковыми растяжками и в натяжных экранах с рамной конструкцией. Часть материалов имеют вариант с перфорацией, которая повышает акустическую прозрачность полотна. Все протестированные полотна Projecta можно мыть, они огнестойкие и устойчивы к образованию плесени.

Образцы полотен были предоставлены в виде кусков формата примерно соответствующему формату А4, кроме полотна Pearlescent, которое нам досталось в виде двух кусков 125 на 125 мм, в связи с чем в ряде тестов оно не участвовало.

Характеристики полотен (в качестве коэффициента отражения, угла обзора и типа рассеяния приведены паспортные характеристики):

Марка Сокращение¹ Коэфф. отражения² Угол обзора, градусы³ Тип рассеяния Жесткая основа Толщина, мм Примечание
Matte White MW 1,0 120 Диффузное Нет 0,5 Оборотная сторона черного цвета
High Contrast Cinema Vision HCCV 1,1 100 Диффузное Нет 0,5 Оборотная сторона черного цвета
High Contrast Cinema Vision Sound HCCVS 1,1 100 Диффузное Нет 0,5 Перфо- рированное, оборотная сторона черного цвета
Pearlescent P 1,5 80 Отражающее Нет 0,6 Оборотная сторона черного цвета
Dual Vision DV 1,0 100 Диффузно-отражающее Нет 0,35 Применимо для обратной проекции
Matte White MW(S) 1,0 120 Диффузное Есть 0,5 Оборотная сторона черного цвета
High Contrast HC 1,1 100 Диффузное Есть 0,5 Оборотная сторона черного цвета
Datalux D 1,5 70 Отражающее Есть 0,5 Оборотная сторона черного цвета
High Power HP 2,4 60 Свето- возвращающее Есть 0,3 Оборотная сторона черного цвета

¹ — принятое в данной статье ↑
² — максимальная яркость относительно полотна Matte White ↑
³ — граница падения яркости на 50% ↑

Описание тестов

В ходе тестирования каждое полотно с помощью узкой липкой ленты было закреплено на гладкой стеклянной пластине, под которую была подложена матовая черная бумага. При этом для тянущихся полотен было обеспечено равномерное натяжение в сторону четырех углов. Каждый образец фотографировался при освещении вспышкой с фиксированной мощностью импульса с расстояния примерно 750 мм. Из центра фотографии вырезался сначала фрагмент 2500 на 2500 пикселей, а из его центра « фрагмент 300 на 300 пикселей. Для второго фрагмента рассчитывалась средняя яркость и стандартное отклонение. Первый параметр использовался для альтернативной оценки коэффициента отражения, второй — для оценки разброса яркости, возникающего при отражении света от мелких неравномерностей (микроблик). Кроме того, для оценки степени бликования рассчитывалось стандартное отклонение по площади первого фрагмента после его уменьшения до 300 на 300 пикселей. Разумеется, в рассчитываемом таким образом стандартном отклонении присутствует вклад неравномерности пропускания объектива и освещения вспышкой.

Аппаратные тесты проводились с использованием узконаправленного датчика, измеряющего относительную яркость. Цель первых двух тестов состояла в том, чтобы определить коэффициент отражения, а также full on/full off контрастность при:

  1. условии хорошего затемнения и
  2. наличии посторонней засветки.

Материал размещался вертикально, а с расстояния примерно 1,2 м на него проецировалось поочередно белое и черное поле, для которых замерялась относительная яркость. Использовался проектор Sanyo PLV-Z3. Центр проекции совмещался с центром экрана, экран был установлен перпендикулярно оси проекции. При выводе белого поля освещенность на плоскости материала составляла примерно 2130 лк. Датчик направлялся в центр экрана примерно перпендикулярно его поверхности. Помещение, где проводилось тестирование, имело черные, не пропускающие свет шторы, вдоль одной стены, одну черную стену и две серых (одна — за проектором), черный пол и серый потолок. В первом тесте (хорошее затемнение) посторонний свет на образец мог попадать только из-за переотражения от стен и окружающих предметов. При выводе белого поля мы с помощью спектрофотометра X-Rite ColorMunki Design и комплекта программ Argyll CMS (1.1.1) записывали спектр отражения, который использовали для оценки сдвига по цвету. Во втором тесте (наличие посторонней засветки, примерно 21,7 лк на плоскости материала) была включена половина люминесцентных светильников, расположенных на потолке. В третьем тесте также с помощью липкой ленты материал закреплялся на цилиндре диаметром примерно 155 мм. Основа этого цилиндра была изготовлена обертыванием полосы ватмана в несколько слоев вокруг трехлитровой стеклянной банки. Снаружи цилиндр обернут матовой черной бумагой. Также как и в первом тесте на материал проецировалось белое поле, но вместо замера яркости мы фотографировали материал, при этом фотоаппарат размещался на оси, проходящей через центр объектива проектора и ось цилиндра, как представлено на схеме ниже.

Полученные фотографии подвергались следующей обработке: преобразование из формата RAW в TIFF 48 бит на пиксель, поворот до совмещения оси цилиндра с вертикалью, обрезка ненужных фрагментов (примерно по границе, указанной но фотографии ниже), перевод в шкалу серого 16 бит.

Затем с помощью специального ПО яркость пикселей усреднялась по вертикали и горизонтальная координата пересчитывалась в отклонение угла падения света в данной точке к касательной в данной точке. В итоге мы получали зависимости яркости от угла отклонения нормали к плоскости полотна от направления на источник света. Заметим, что для получения графиков углов обзора нужно отклонять датчик яркости, а не плоскость полотна как в нашем тесте, однако для диффузных и отражающих полотен разницы по идее быть не должно. Для световозвращающего полотна High Power это утверждение неверно, поэтому его дополнительно фотографировали при отклонении от оси проекции на 30°.

Обсуждение результатов

Фотографии образцов полотен. Слева — уменьшенный большой фрагмент фотографии, по которой проводилась оценка выраженности блика. Справа — фрагмент фотографии в масштабе 100%, по которому проводилась оценка степени искрения (микробликов). Для вторых приведена миллиметровая шкала.


Matte White (MW)


High Contrast Cinema Vision (HCCV)


High Contrast Cinema Vision Sound (HCCVS)


Pearlescent (P)


Dual Vision (DV)


Matte White (MW(S))


High Contrast (HC)


Datalux (D)


High Power (HP)

Все протестированные материалы не имеют выраженного микроблика. Тянущиеся материалы (Matte White, High Contrast Cinema Vision, High Contrast Cinema Vision Sound, Pearlescent и Dual Vision) имеют рабочую поверхность с хаотичным микрорельефом. Материалы с жестким основанием (Matte White, High Contrast, Datalux, High Power) имеют рабочую поверхность с упорядоченным микрорельефом, обусловленным использованием переплетенного стекловолокна. Заметим, что упорядоченный микрорельеф в случае использования проекторов с выраженной границей между пикселями может приводить к появлению муара. Замечание касается в основном материалов High Contrast и Datalux, так как на Matte White из-за равномерного рассеяния структура проявляется слабо, а структурность High Power очень мелкая. Разумеется, особое внимание проблеме муара стоит уделять в случае материала с упорядоченной перфорацией — High Contrast Cinema Vision Sound.

Из-за наличия отверстий в материале High Contrast Cinema Vision Sound (HCCVS), рассчитывать для него характеристику микроблика и блика не имело смысла. Можно выделить три класса:

  • к не имеющим блика относятся Matte White с жесткой основой (MW(S)) и High Power (HP),
  • материалы со средней степенью бликования — это Matte White (MW), High Contrast Cinema Vision (HCCV), Pearlescent (P), High Contrast (HC) и Datalux (D),
  • самым бликующим материалом является Dual Vision (DV).

К материалам с высоким коэффициентом отражения относятся Datalux (D) и High Power (HP), с низким — High Contrast (HC), коэффициент отражения других материалов или немного больше, чем у Matte White (MW), или немного меньше.

В условиях затемнения все полотна обеспечивают практически одинаковую контрастность (в нашем случае порядка 700:1). Благодаря особым световозвращающим свойствам в присутствии внешней засветки контрастность менее всего падает в случае материала High Power (HP). Материалы, имеющие некоторую направленность отражения — High Contrast Cinema Vision (HCCV), Dual Vision (DV), High Contrast (HC) и Datalux (D) несколько уменьшают падение контраста из-за внешней засветки, тогда как самый матовый материал Matte White с жесткой основой (MW(S)) в наименьшей степени противостоит влиянию боковой засветки.

Читайте также:  Калькулятор_сечения_кабеля_по_току_12в

Полученные спектры отражения пересчитывались в цветовые координаты, которые использовали для расчета ΔE точки белого относительно полотна Matte White (MW).

Для всех протестированных полотен ΔE оказалось меньше 3, поэтому можно утверждать что эти полотна практически не влияют на баланс белого.

Зависимость относительной яркости изображения от отклонения угла падения света от нормали к плоскости экрана. Для сравнения на графиках приведена функция косинуса (кривая черного цвета):


Matte White (MW)

High Contrast Cinema Vision (HCCV)

Pearlescent (P)

Dual Vision (DV)

Matte White (MW(S))

High Contrast (HC)

Datalux (D)

High Power (HP)

Материалы можно разделить на четыре группы:

  1. матовый — Matte White с жесткой основой (MW(S));
  2. не имеющие выраженной направленности — High Contrast (HC) и Matte White (MW);
  3. имеющие выраженную направленность — High Contrast Cinema Vision (HCCV), Pearlescent (P) и Datalux (D);
  4. а также материал Dual Vision (DV), с минимальным рассеянием света.

Материал High Power (HP) выделим в отдельную группу. В диапазоне углов от −60° до 60° этот материал возвращает свет обратно на источник. На графике ниже зеленая кривая соответствует зависимости яркости от отклонения угла падения света от нормали к плоскости экрана при сдвиге наблюдателя на 30° от направления на источник:

Видно, что в этом случае яркость несколько упала, но пологий характер кривой сохранился.

Выводы

На основании результатов тестов и визуальной оценки качеств материалов дадим рекомендации относительно использования полотен в ряде типичных случаев:

  1. Требуется акустическая прозрачность — материал High Contrast Cinema Vision Sound.
  2. Проведение презентаций и другие виды коммерческого использования — Pearlescent, Datalux и High Power. Эти материалы обеспечивают яркую и контрастную картинку даже в условиях внешней засветки и без сильно выраженного блика.
  3. Домашний кинотеатр. Если нет запаса по яркости (световой поток проектора в используемом режиме и размеры экрана соответствуют первой колонке в таблице, приведенной в статье), в помещении отсутствуют посторонние источники света и переотражение от стен, потолка и пола незначительные, то предпочтительно использовать материал Matte White с жесткой основой (MW(S)) или Matte White (MW) для экранов с натяжением. При этом использование первого материала полностью исключает возможность появления бликов на экране при любом расположении проектора, экрана и зрителя, тогда как второй имеет некоторую направленность отражения, поэтому небольшая вероятность появления «горячего» пятна присутствует. Если запас по яркости есть, и особенно в том случае, если присутствуют слабые посторонние источники света, или в помещении светлые стены/потолок/пол, то использование материалов High Contrast (HC) для рулонных экранов или High Contrast Cinema Vision (HCCV) для экранов с натяжением позволит несколько уменьшить падение контрастности изображения, однако в этом случае следует учитывать вероятность появления «горячего» пятна. Заметим, что для уменьшения этой вероятности нужно минимизировать отклонения от нормали к экрану падающего и отраженного на зрителя света: использовать максимально длинный фокус, размещать зрителей и проектор подальше от экрана и желательно по центру экран.
  4. Особый интерес представляет использование в домашнем кинотеатре материала High Power. При небольшом разнесении проектора и зрителя этот материал обеспечит яркую и контрастную картинку даже в условиях внешней засветки или светлых поверхностей в помещении и при этом без «горячего» пятна на экране. Сдерживающим фактором является только относительно высокая стоимость этого материала.
  5. Изображение на материале Dual Vision (DV) при фронтальной проекции почти гарантированно будет иметь локальную область с высокой яркостью (блик). Поэтому применять это полотно следует только при использовании его второго свойства — применимости для обратной проекции, например, если изображение должно быть видно как со стороны проектора, так и с обратной стороны экрана.

Полотна для экранов компании Projecta

Впервые мы тестировали полотна для экранов от компании Projecta почти три года назад. С тех пор у компании появились новые типы полотен, например, сохраняющие поляризацию, да и свойства полотен со старым названием могли претерпеть некоторые изменения. Статью мы решили разбить на две части, в этой, первой, мы рассмотрим полотна для фронтального проецирования, не обладающие специфическими свойствами. Вторая часть будет посвящена полотнам для обратного проецирования, а также полотнам, сохраняющим поляризацию и предназначенным для использования в проекционных системах 3D.

Описание полотен

В экранах Projecta фронтальной проекции могут использоваться несколько видов полотна, которые можно разделить на три группы: рассеивающие (матовые), отражающие и световозвращающие.

Матовые или (диффузные) полотна распределяют свет равномерно и имеют широкий угол обзора.

Отражающие полотна отражают большую часть света согласно правилу, что угол падения равен углу отражения, и, соответственно, имеют уменьшенный угол обзора.

Световозвращающие полотна (ретро-отражающие) преимущественно отражают свет обратно на источник.

В случае матовых полотен проектор можно устанавливать как на потолке, так и на столе. В случае отражающих и световозвращающих полотен проектор и зрителей нужно размещать с учетом свойств этих полотен, так, чтобы зрители находились в секторе с максимумом отражения.

По механическим свойствам материалы делятся на две группы: жесткие и тянущиеся. Первые имеют основу из переплетенного стекловолокна и используются в рулонных экранах без системы натяжения. Вторые представляют собой тянущуюся виниловую пленку (однослойную или двухслойную в случае полотен с обратной стороной черного цвета), поэтому используются в рулонных экранах с боковыми растяжками и в натяжных экранах с рамной конструкцией. Часть материалов имеют вариант с перфорацией, которая повышает акустическую прозрачность полотна. Все протестированные полотна Projecta можно мыть, они огнестойкие и устойчивы к образованию плесени.

Образцы полотен были предоставлены в виде кусков формата примерно соответствующему формату А4, кроме полотна Pearlescent, которое нам досталось в виде двух кусков 125 на 125 мм, в связи с чем в ряде тестов оно не участвовало.

Характеристики полотен (в качестве коэффициента отражения, угла обзора и типа рассеяния приведены паспортные характеристики):

Марка Сокращение¹ Коэфф. отражения² Угол обзора, градусы³ Тип рассеяния Жесткая основа Толщина, мм Примечание
Matte White MW 1,0 120 Диффузное Нет 0,5 Оборотная сторона черного цвета
High Contrast Cinema Vision HCCV 1,1 100 Диффузное Нет 0,5 Оборотная сторона черного цвета
High Contrast Cinema Vision Sound HCCVS 1,1 100 Диффузное Нет 0,5 Перфо- рированное, оборотная сторона черного цвета
Pearlescent P 1,5 80 Отражающее Нет 0,6 Оборотная сторона черного цвета
Dual Vision DV 1,0 100 Диффузно-отражающее Нет 0,35 Применимо для обратной проекции
Matte White MW(S) 1,0 120 Диффузное Есть 0,5 Оборотная сторона черного цвета
High Contrast HC 1,1 100 Диффузное Есть 0,5 Оборотная сторона черного цвета
Datalux D 1,5 70 Отражающее Есть 0,5 Оборотная сторона черного цвета
High Power HP 2,4 60 Свето- возвращающее Есть 0,3 Оборотная сторона черного цвета

¹ — принятое в данной статье ↑
² — максимальная яркость относительно полотна Matte White ↑
³ — граница падения яркости на 50% ↑

Описание тестов

В ходе тестирования каждое полотно с помощью узкой липкой ленты было закреплено на гладкой стеклянной пластине, под которую была подложена матовая черная бумага. При этом для тянущихся полотен было обеспечено равномерное натяжение в сторону четырех углов. Каждый образец фотографировался при освещении вспышкой с фиксированной мощностью импульса с расстояния примерно 750 мм. Из центра фотографии вырезался сначала фрагмент 2500 на 2500 пикселей, а из его центра « фрагмент 300 на 300 пикселей. Для второго фрагмента рассчитывалась средняя яркость и стандартное отклонение. Первый параметр использовался для альтернативной оценки коэффициента отражения, второй — для оценки разброса яркости, возникающего при отражении света от мелких неравномерностей (микроблик). Кроме того, для оценки степени бликования рассчитывалось стандартное отклонение по площади первого фрагмента после его уменьшения до 300 на 300 пикселей. Разумеется, в рассчитываемом таким образом стандартном отклонении присутствует вклад неравномерности пропускания объектива и освещения вспышкой.

Аппаратные тесты проводились с использованием узконаправленного датчика, измеряющего относительную яркость. Цель первых двух тестов состояла в том, чтобы определить коэффициент отражения, а также full on/full off контрастность при:

  1. условии хорошего затемнения и
  2. наличии посторонней засветки.

Материал размещался вертикально, а с расстояния примерно 1,2 м на него проецировалось поочередно белое и черное поле, для которых замерялась относительная яркость. Использовался проектор Sanyo PLV-Z3. Центр проекции совмещался с центром экрана, экран был установлен перпендикулярно оси проекции. При выводе белого поля освещенность на плоскости материала составляла примерно 2130 лк. Датчик направлялся в центр экрана примерно перпендикулярно его поверхности. Помещение, где проводилось тестирование, имело черные, не пропускающие свет шторы, вдоль одной стены, одну черную стену и две серых (одна — за проектором), черный пол и серый потолок. В первом тесте (хорошее затемнение) посторонний свет на образец мог попадать только из-за переотражения от стен и окружающих предметов. При выводе белого поля мы с помощью спектрофотометра X-Rite ColorMunki Design и комплекта программ Argyll CMS (1.1.1) записывали спектр отражения, который использовали для оценки сдвига по цвету. Во втором тесте (наличие посторонней засветки, примерно 21,7 лк на плоскости материала) была включена половина люминесцентных светильников, расположенных на потолке. В третьем тесте также с помощью липкой ленты материал закреплялся на цилиндре диаметром примерно 155 мм. Основа этого цилиндра была изготовлена обертыванием полосы ватмана в несколько слоев вокруг трехлитровой стеклянной банки. Снаружи цилиндр обернут матовой черной бумагой. Также как и в первом тесте на материал проецировалось белое поле, но вместо замера яркости мы фотографировали материал, при этом фотоаппарат размещался на оси, проходящей через центр объектива проектора и ось цилиндра, как представлено на схеме ниже.

Читайте также:  Нож_для_триммера_hitachi

Полученные фотографии подвергались следующей обработке: преобразование из формата RAW в TIFF 48 бит на пиксель, поворот до совмещения оси цилиндра с вертикалью, обрезка ненужных фрагментов (примерно по границе, указанной но фотографии ниже), перевод в шкалу серого 16 бит.

Затем с помощью специального ПО яркость пикселей усреднялась по вертикали и горизонтальная координата пересчитывалась в отклонение угла падения света в данной точке к касательной в данной точке. В итоге мы получали зависимости яркости от угла отклонения нормали к плоскости полотна от направления на источник света. Заметим, что для получения графиков углов обзора нужно отклонять датчик яркости, а не плоскость полотна как в нашем тесте, однако для диффузных и отражающих полотен разницы по идее быть не должно. Для световозвращающего полотна High Power это утверждение неверно, поэтому его дополнительно фотографировали при отклонении от оси проекции на 30°.

Обсуждение результатов

Фотографии образцов полотен. Слева — уменьшенный большой фрагмент фотографии, по которой проводилась оценка выраженности блика. Справа — фрагмент фотографии в масштабе 100%, по которому проводилась оценка степени искрения (микробликов). Для вторых приведена миллиметровая шкала.


Matte White (MW)


High Contrast Cinema Vision (HCCV)


High Contrast Cinema Vision Sound (HCCVS)


Pearlescent (P)


Dual Vision (DV)


Matte White (MW(S))


High Contrast (HC)


Datalux (D)


High Power (HP)

Все протестированные материалы не имеют выраженного микроблика. Тянущиеся материалы (Matte White, High Contrast Cinema Vision, High Contrast Cinema Vision Sound, Pearlescent и Dual Vision) имеют рабочую поверхность с хаотичным микрорельефом. Материалы с жестким основанием (Matte White, High Contrast, Datalux, High Power) имеют рабочую поверхность с упорядоченным микрорельефом, обусловленным использованием переплетенного стекловолокна. Заметим, что упорядоченный микрорельеф в случае использования проекторов с выраженной границей между пикселями может приводить к появлению муара. Замечание касается в основном материалов High Contrast и Datalux, так как на Matte White из-за равномерного рассеяния структура проявляется слабо, а структурность High Power очень мелкая. Разумеется, особое внимание проблеме муара стоит уделять в случае материала с упорядоченной перфорацией — High Contrast Cinema Vision Sound.

Из-за наличия отверстий в материале High Contrast Cinema Vision Sound (HCCVS), рассчитывать для него характеристику микроблика и блика не имело смысла. Можно выделить три класса:

  • к не имеющим блика относятся Matte White с жесткой основой (MW(S)) и High Power (HP),
  • материалы со средней степенью бликования — это Matte White (MW), High Contrast Cinema Vision (HCCV), Pearlescent (P), High Contrast (HC) и Datalux (D),
  • самым бликующим материалом является Dual Vision (DV).

К материалам с высоким коэффициентом отражения относятся Datalux (D) и High Power (HP), с низким — High Contrast (HC), коэффициент отражения других материалов или немного больше, чем у Matte White (MW), или немного меньше.

В условиях затемнения все полотна обеспечивают практически одинаковую контрастность (в нашем случае порядка 700:1). Благодаря особым световозвращающим свойствам в присутствии внешней засветки контрастность менее всего падает в случае материала High Power (HP). Материалы, имеющие некоторую направленность отражения — High Contrast Cinema Vision (HCCV), Dual Vision (DV), High Contrast (HC) и Datalux (D) несколько уменьшают падение контраста из-за внешней засветки, тогда как самый матовый материал Matte White с жесткой основой (MW(S)) в наименьшей степени противостоит влиянию боковой засветки.

Полученные спектры отражения пересчитывались в цветовые координаты, которые использовали для расчета ΔE точки белого относительно полотна Matte White (MW).

Для всех протестированных полотен ΔE оказалось меньше 3, поэтому можно утверждать что эти полотна практически не влияют на баланс белого.

Зависимость относительной яркости изображения от отклонения угла падения света от нормали к плоскости экрана. Для сравнения на графиках приведена функция косинуса (кривая черного цвета):


Matte White (MW)

High Contrast Cinema Vision (HCCV)

Pearlescent (P)

Dual Vision (DV)

Matte White (MW(S))

High Contrast (HC)

Datalux (D)

High Power (HP)

Материалы можно разделить на четыре группы:

  1. матовый — Matte White с жесткой основой (MW(S));
  2. не имеющие выраженной направленности — High Contrast (HC) и Matte White (MW);
  3. имеющие выраженную направленность — High Contrast Cinema Vision (HCCV), Pearlescent (P) и Datalux (D);
  4. а также материал Dual Vision (DV), с минимальным рассеянием света.

Материал High Power (HP) выделим в отдельную группу. В диапазоне углов от −60° до 60° этот материал возвращает свет обратно на источник. На графике ниже зеленая кривая соответствует зависимости яркости от отклонения угла падения света от нормали к плоскости экрана при сдвиге наблюдателя на 30° от направления на источник:

Видно, что в этом случае яркость несколько упала, но пологий характер кривой сохранился.

Выводы

На основании результатов тестов и визуальной оценки качеств материалов дадим рекомендации относительно использования полотен в ряде типичных случаев:

  1. Требуется акустическая прозрачность — материал High Contrast Cinema Vision Sound.
  2. Проведение презентаций и другие виды коммерческого использования — Pearlescent, Datalux и High Power. Эти материалы обеспечивают яркую и контрастную картинку даже в условиях внешней засветки и без сильно выраженного блика.
  3. Домашний кинотеатр. Если нет запаса по яркости (световой поток проектора в используемом режиме и размеры экрана соответствуют первой колонке в таблице, приведенной в статье), в помещении отсутствуют посторонние источники света и переотражение от стен, потолка и пола незначительные, то предпочтительно использовать материал Matte White с жесткой основой (MW(S)) или Matte White (MW) для экранов с натяжением. При этом использование первого материала полностью исключает возможность появления бликов на экране при любом расположении проектора, экрана и зрителя, тогда как второй имеет некоторую направленность отражения, поэтому небольшая вероятность появления «горячего» пятна присутствует. Если запас по яркости есть, и особенно в том случае, если присутствуют слабые посторонние источники света, или в помещении светлые стены/потолок/пол, то использование материалов High Contrast (HC) для рулонных экранов или High Contrast Cinema Vision (HCCV) для экранов с натяжением позволит несколько уменьшить падение контрастности изображения, однако в этом случае следует учитывать вероятность появления «горячего» пятна. Заметим, что для уменьшения этой вероятности нужно минимизировать отклонения от нормали к экрану падающего и отраженного на зрителя света: использовать максимально длинный фокус, размещать зрителей и проектор подальше от экрана и желательно по центру экран.
  4. Особый интерес представляет использование в домашнем кинотеатре материала High Power. При небольшом разнесении проектора и зрителя этот материал обеспечит яркую и контрастную картинку даже в условиях внешней засветки или светлых поверхностей в помещении и при этом без «горячего» пятна на экране. Сдерживающим фактором является только относительно высокая стоимость этого материала.
  5. Изображение на материале Dual Vision (DV) при фронтальной проекции почти гарантированно будет иметь локальную область с высокой яркостью (блик). Поэтому применять это полотно следует только при использовании его второго свойства — применимости для обратной проекции, например, если изображение должно быть видно как со стороны проектора, так и с обратной стороны экрана.

Как выбрать экран для проектора (2019)

Проекторы становятся популярнее день ото дня – и не только в качестве офисного или презентационного, но и домашнего оборудования. Современные проекторы вполне доступны по цене и при этом способны создавать качественное изображение диагональю в несколько метров – неудивительно, что спрос на них неуклонно растет.

Однако качество изображения, создаваемого проектором, зависит не только от самого устройства, но и от того, на какую поверхность проецируется картинка – от экрана.

Некоторые владельцы проекторов поначалу склонны недооценивать важность хорошего экрана, используя вместо него всевозможные недорогие аналоги – рулонные шторы, отрезы белой ткани или полиграфического холста, да и просто участки стены более или менее белого цвета.

Вот только материалы, не предназначенные для использования в качестве экрана, часто ухудшают контрастность изображения из-за малой плотности, слабых отражающих качеств и т.д. Если же вспомнить, что контрастность – один из важнейших параметров проектора, во многом определяющий его цену, получается, что использование дешевого заменителя экрана значительно «удешевляет» и сам проектор. Поэтому, приобретая дорогой качественный проектор, не стоит экономить на экране к нему. А вот какой экран выбрать – уже зависит от многих параметров как проектора, так и места его использования.

Читайте также:  Правила_укладки_ламината_на_теплый_пол

Характеристики экранов для проекторов

Тип установки определяет условия эксплуатации экрана. Существует множество способов установки, но все экраны можно отнести к одному из двух классов: сворачивающиеся в рулон и крепящиеся на раму.

Сворачивающиеся в рулон легко транспортируются, просто складываются-раскладываются и не занимают много места в сложенном состоянии. Однако у этого вида экранов есть весомый недостаток: идеально ровной поверхности добиться очень сложно. Даже на дорогостоящих экранах, натягиваемых с помощью петель, через которые продет металлический тросик, бывают волны на краях полотна. Что уж говорить о бюджетных вариантах – волны и загибание полотна по краям являются их характерным недостатком.

Крепящиеся на раму экраны этого недостатка лишены – они идеально плоские, изображение на них ложится без малейших искажений. Все прекрасно, пока они стоят на месте, но вот при транспортировке могут возникнуть проблемы. Стационарные настенные экраны вообще не предназначены для перемещения с места на место. Экраны на мобильной раме транспортировать можно, но их установка занимает некоторое время и совсем не так проста, как у рулонных. Да и стоят они весьма недешево.

И рулонные, и крепящиеся на раму экраны подразделяются на несколько разновидностей:

Настенно-потолочный – самый распространенный вид рулонных экранов. Представляет собой тубус (в котором скрывается свернутый экран) с креплениями и механизмом для сворачивания экрана.

Существует множество моделей этого вида, отличающихся размером, качеством изготовления деталей, способом сворачивания экрана и ценой. Этот способ установки наиболее практичен, если место установки экрана четко определено, но предполагается его частое сворачивание и разворачивание.

Экран на штативе – самый распространенный вид мобильных экранов. Представляет собой такой же настенно-потолочный «тубус», но с креплением для установки на штатив. Основное его преимущество – простота и скорость установки, для приведения такого экрана в «боевую готовность» достаточно нескольких секунд.

Экраны на штативе идеальны для презентаций и лекций в неподготовленных помещениях. Основной недостаток – неустойчивость конструкции, особенно у больших (75" и более) экранов. Такой экран будет качаться от малейших сотрясений, и повалить его на пол способен даже легкий сквозняк от резко открывшейся двери.

Напольный экран также относится к мобильным моделям, но обладает большей устойчивостью – тубус такого экрана не висит на штативе, а лежит на полу (или стоит на столе). Экран же опирается на плечо пантографического механизма, выдвигающегося из тубуса.

Поскольку тубус лежит на полу, а смотреть на изображение, находящееся у самого пола, не очень-то комфортно, под рабочим (белым) полотном идет полоса черной ткани, позволяющая поднять экран на комфортную высоту.

Это более основательная конструкция, не боящаяся сквозняков и сотрясений, но на открытом воздухе её лучше не использовать. Недостатками напольных экранов являются относительно высокая стоимость (по сравнению со стоящими на штативе) и небольшая высота подъема экрана над полом. Лучше всего этот форм-фактор подойдет для небольших мобильных экранов, устанавливающихся на стол.

Экран на раме – самый устойчивый вид мобильных экранов. Складная алюминиевая рама в сложенном виде умещается в сравнительно небольшой кейс, а в разложенном виде создает надежную и геометрически точную конструкцию для крепления полотна. Такой экран не только устойчив к движению воздуха и сотрясениям, но и отличается идеально плоской поверхностью. Кейс, в котором он умещается в сложенном виде, намного проще транспортировать, чем двух- или трехметровый тубус.

Основной недостаток экранов на раме – их высокая стоимость. Ну и сборка-разборка займет некоторое время. Зато для презентаций в больших помещениях или на открытом воздухе такие экраны незаменимы. Правда, в ветреную погоду эксплуатировать их все же не стоит – парусность любого экрана высока и сильный порыв ветра может не только уронить экран, но и повредить алюминиевую раму.

Настенные экраны с креплением на раму – отличный вариант стационарного экрана. Геометрически точная рама и крепление к ней полотна во множестве точек обеспечивают идеально ровную поверхность. Если вам важно качество изображения, и перемещать (или складывать) экран вы не планируете, лучшего варианта не найти. К сожалению, стоят такие экраны довольно дорого.

Диагональ экрана должна соответствовать как условиям установки, так и параметрам проектора. Но при выборе экрана лучше ориентироваться на ширину. Дело в том, что при различном соотношении сторон ширина экрана может быть разной при одной и той же диагонали. Определите, на каком расстоянии от проектора будет расположен экран, и вычислите необходимую ширину, поделив расстояние до экрана на проекционное соотношение проектора.

Например, если проекционное соотношение равно 2,15 и проектор находится в 4 метрах от экрана, то ширина экрана должна составлять 4/2,15 = 1,86 м (186 см). Это соответствует диагонали 84" при соотношении 16:9 или 104" при соотношении 1:1. Как видно, если соотношение сторон экрана будет соответствовать соотношению сторон проектора, то его площадь будет использоваться наиболее эффективно.

Если точное расстояние до проектора неизвестно, подсчитайте ширину экрана приблизительно. В любом случае, она не должна быть больше максимальной проекционной ширины проектора и меньше минимальной.

Угол обзора не только определяет, насколько хорошо изображение будет видно со стороны – этот параметр в некоторой степени зависит и от характеристик проектора. Так, с короткофокусными (проекционное соотношение меньше 1) проекторами нежелательно использовать экраны с малым углом обзора – иначе яркость экрана будет неравномерна, даже если смотреть на него под углом 90°. В остальном минимального для экранов угла обзора в 100° достаточно при большинстве случаев; кроме того, чем меньше угол обзора экрана, тем он менее подвержен влиянию боковых засветок – например, от неплотно занавешенных окон.

Покрытие экрана влияет на его коэффициент усиления – т.е., на то, как хорошо полотно отражает свет. Коэффициент усиления 1.0 соответствует чистой белой поверхности. Экран с коэффициентом усиления 1,5 отразит на 50% света больше, а экран с коэффициентом 0,8 – на 20% меньше, чем белая поверхность.

Но экран с высоким коэффициентом усиления вовсе не лучше экрана с низким коэффициентом – многое зависит от условий просмотра. Человеческий глаз подстраивается к общей освещенности, поэтому меньшая общая яркость экрана с коэффициентом 0,8 субъективно не будет отличаться от яркости экрана с коэффициентом 1,5. Тем не менее, от второго экрана отразится больше света, и, если комната светлая, в ней возникнет паразитное освещение, снижающее контрастность изображения.

Поэтому оптимальным коэффициентом принято считать 1,0. Экраны с низким коэффициентом усиления помогут сохранить контрастность и глубокий черный цвет в светлых, плохо подготовленных помещениях. Экраны с высоким коэффициентом усиления часто имеют неравномерное распределение яркости по экрану и могут искажать цвета. Поэтому их рекомендуется использовать в незатемненных помещениях – в аудиториях, на презентациях и т.д., когда качество изображения уже не так важно, как его яркость.

Matt White — виниловая матово-белая поверхность на текстильной основе. Наиболее распространенное покрытие с коэффициентом усиления 1,0. Рекомендуется использовать в полностью затемненных помещениях.

Fiberglass Matt White — имеет основу из переплетенного стекловолокна, что обеспечивает ровную поверхность и защиту от сморщивания. Коэффициент усиления 1.0. Такие экраны используется в темных помещениях, как и Matt White.

PS Matt White – эластичное покрытие на основе полотна из полиэфирных нитей (полиэстера). Используется для натяжных экранов, по характеристикам сходно с Matt White.

High Contrast Gray – имеет поверхность серого цвета и коэффициент усиления 0,8. Способен обеспечить высокую контрастность и глубокий черный цвет в условиях плохого затемнения.

PS Cineflex – полотно серого цвета для обратной (просветной) проекции. Коэффициент усиления 2,2 позволяет использовать экран с таким покрытием даже в условиях высокой освещенности.

Проекцияопределяет с какой стороны экрана расположен проектор – с той же, где зрители (прямая) или с тыльной (обратная). Обратная проекция обеспечивает большой коэффициент усиления и обычно используется при условиях высокой освещенности в незатемненных помещениях и на открытом воздухе. Для обратной проекции размер помещения должен быть намного больше.

Варианты выбора экранов для проекторов

Покупка [url="https://www.dns-shop.ru/catalog/17a88b3e16404e77/ekrany-dlya-proektorov/?order=1&groupBy=none&stock=2&f=lcw]модели с настенно-потолочной установкой – самый простой и быстрый способ обеспечить проектор качественным экраном.

Лекторам, бизнес-тренерам и торговым агентам наверняка пригодится [url="https://www.dns-shop.ru/catalog/17a88b3e16404e77/ekrany-dlya-proektorov/?order=1&groupBy=none&stock=2&f=lcv]экран на штативе вдобавок к портативному проектору.

[url="https://www.dns-shop.ru/catalog/17a88b3e16404e77/ekrany-dlya-proektorov/?order=1&groupBy=none&stock=2&f=dhnf]Экран на раме настолько устойчив, что его можно использовать на открытом воздухе. И при этом он еще и обеспечит гладкую плоскую поверхность, недостижимую для рулонных экранов.

Если позволяет пространство, то при ярком освещении лучший результат дает использование просветных [url="https://www.dns-shop.ru/catalog/17a88b3e16404e77/ekrany-dlya-proektorov/?order=1&groupBy=none&stock=2&f=b74a]экранов с обратной проекцией.

Экран с электроприводом избавит вас от необходимости вручную опускать-поднимать полотно – ведь при закреплении его на большой высоте сделать это вручную не так-то просто.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector