Как_сшить_игольницу_5_класс_технология

Как_сшить_игольницу_5_класс_технология

Класс: 5

Презентации к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательная – формирование специальных умений и навыков в изготовлении игольницы; учить самостоятельной работе с инструкционными картами и оценке своего результата; совершенствовать навыки аккуратной и точной работы; закрепить выполнение ручных швов.
  • Развивающая – развитие познавательных интересов, умений сравнивать, делать выводы; развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
  • Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, культуры труда, аккуратности, художественного вкуса; воспитание самокритичности и адекватности оценки, потребность в творческом труде; воспитание бережливости, заинтересованности в конечном результате.

Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы игольниц, презентация, технологическая карта), практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический (продумывание последовательности работы и конечного результата).

Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация 1, презентация 2, экран, ножницы, иглы для ручных работ, швейные нитки, распарыватель, рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, лекала (круги: D=10см, D=16см, D=18см), плотный картон, стаканчик из-под йогурта, хлопчатобумажные ткани, инструкционная карта (приложение), тесьма, ленты, кружево.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история, ОБЖ, русский язык, математика.

Время: 2 часа по 45 мин.

Словарь: игольница, лоскут, шов «вперед иголку», потайной шов, тесьма, кружево, фурнитура, лекало, тулья.

Терминология: прометать, приметать, пришить.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка присутствующих на уроке, проверка готовности к уроку.

II. Теоретическая часть

1. Актуализация знаний.

Прошу отгадать загадку, доскажи словечко:

В ней хранятся мелочи –
Те, что очень колкие;
У одних – на гвоздике,
У меня – на полке же.
Мастерят умелые
Школьники и школьницы
К маминому празднику
Мягкие… (игольницы)

(Презентация 1, слайд 2)

2. История игольниц, виды игольниц.

Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для шитья и рукоделия является игольница.

  • А что представляет из себя игольница, как вы думаете?

(Игольница – это футляр или подушечка для хранения иголок и булавок, используемая в швейном деле, чтобы не было их потери) (слайд 3).

Рассказ учителя.

Игольница – самая первая вещь, которая приобретается или шьется портным. Ведь как же без нее? Это самый нужный аксессуар среди принадлежностей для шитья: все нужные иголочки и булавочки не теряются во время бурной кипящей работы над очередным шедевром (слайд 4).

История появления этой полезной вещички уходит в древние века, их изготавливали из ткани и бумаги, которые в то время привозились из-за границы и были очень-очень дорогими. Такую роскошь могли себе позволить лишь очень богатые люди (слайд 5).

Позже стали изготавливать игольницы из разнообразных тканей и разной основы – дерева и слоновой кости (слайд 6).

А когда люди научились плавить металл, то основу для игольниц делали из олова, серебра, золота, которые тоже могли позволить себе лишь состоятельные люди (слайд 7).

А бедные изготавливали игольницы из подручных материалов.

Хранить иглу-кормилицу, которая помогала шить одежду от мала до велика – особое дело (слайд 8).

Многие народы твердили, что к этому маленькому чуду нужно относиться бережно, поэтому и ее хранение должно быть на высоком уровне. Она – символ женского начала. Многие народы при рождении девочки втыкали иглу в подобие игольницы и относили в священное место. Мало того, если умирала женщина, то вместе с ней хоронили и иглу.

Одним из основных занятий женщин Древней Руси являлось рукоделие. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. У каждой девки был сундук или шкатулка, заполненная всяческими мелочами для шитья. Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для рукоделия являлась игольница (слайд 9)

И сейчас каждая хозяйка в доме обязательно имеет эту удивительную вещицу, которую выбирают или шьют для себя по душе. А если игла ваша кормилица – ее «дом» должен быть удобным и комфортным (слайд 10).

Конечно, можно использовать для хранения иголок купленную подушечку, но гораздо интереснее и приятнее сделать этот аксессуар собственными руками.

Во-первых, игольницу можно использовать по назначению, хранить в ней иголки. Во-вторых, игольница ручной работы настолько красива, что может служить и украшением интерьера.

Игольницы могут быть простой формы: (слайд 11)

  • Квадрат (слайд 12)
  • Круг (слайд 13)
  • Сердечко (слайд 14)

Или сложной формы: (слайд 15)

  • Игольница-сумочка (слайд 16)
  • Игольница – фигурка животного (слайд 17)
  • Игольница-цветок (слайд 18)
  • Игольница-кактус (слайд 19)
  • Игольница- шкатулка (слайд 20)
  • Игольница- игрушка (слайд 21)
  • Игольница на руку (слайд 22)
  • Вкусная игольница (слайд 23)
  • Игольница-корзиночка (слайд 24)
  • Игольница-туфелька (слайд 25)

Многим нравятся симпатичные вышитые игольницы-кривулечки, которые украшаются разными видами: вышивкой, бисером, пайетками (слайд 26).

Старая, но любимая чашка может продолжить свое существование в виде игольницы, украшенной по вкусу лентами, кружевом, тесьмой, фурнитурой (слайд 27).

3. Постановка учебной проблемы

Читайте также:  В_автокаде_пропал_курсор

Сегодня на уроке мы изготовим игольницу, но какой она будет формы, отгадайте загадку:

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шляпа)

(слайд 28)

  • Что означает слово «шляпа»?
    (Шляпа – это головной убор)
  • Какую функцию выполняет этот головной убор? (слайд 29)
    (Шляпа защищает от холода, и она является важной деталью женского костюма на все случаи жизни).

О функциональных особенностях шляп рассказывается в стихотворении Галины Бакулиной «Примерка шляп» (слайд 30).

Вика шляпы примеряет.
Толк и цену каждой знает (слайд 31)
Для тепла вот эта шляпа
В холод носит ее папа (слайд 32)
Эта важная из меха –
Для достижения успеха (слайд 33)
А это вот не важная,
Легкая бумажная.
Во время ремонта можно надеть,
Надо ее в каждом доме иметь (слайд 34).
Вот – нарядная мамина шляпка (слайд 35)
А это смешная дедулина шапка (слайд 36)
Шляпа такая от солнышка спрячет,
Для лета она, потому всех и ярче (слайд 37).
Это бабулина, очень симпатичная (слайд 38).
А вот и Викулина шляпка – девичья (слайд 39)

4. Проблемный вопрос:

  • Почему сегодня на уроке мы говорим об игольнице и шляпках?
  • Сформулируйте тему урока

Тема урока «Изготовление игольницы-шляпки» (слайд 40)

(Образцы игольниц-шляп – слайд 41)

  • Сформулируйте цель урока (Презентация 2, слайд 2)
  • Повторить и закрепить ручные швы.
  • Изготовить игольницу в форме шляпки и украсить ее.

III. Практическая работа

1. Инструменты и материалы при выполнении игольницы (слайд 3)

2. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ (слайды 4,5)

Труд – дело важное.
Порой небезопасное.
Правила должны мы знать,
Их четко нужно выполнять

Ты с иголкой не шути,
И в руках не тереби,
А, уж взяв ее за ушко,
Уколи ее в подушку.

  • С ножницами не играй,
    Высоко не поднимай.
    И, держа за острый край,
    Подружке их передавай.
    Лишь окончена работа —
    Ножницам нужна забота:
    Не забудь ты их закрыть
    И на место положить.
  • 3. Повторение приемов выполнения ручных швов (слайд 6)

    4. Показ трудовых приемов изготовления игольницы-шляпки

    Шаг 1

    Подготовить плотный картон для полей шляпки, стаканчик из-под йогурта для верхней части шляпки, ткань, синтепон (слайд 8).

    Шаг 2

    Из картона и синтепона вырезать круги D=10см (слайд 9).

    Шаг 3

    Круг из синтепона наклеить на круг из картона (слайд 10).

    Шаг 4

    Из ткани вырезать два круга: D=18см и D=16см (слайд 11)

    Шаг 5

    Стаканчик из-под йогурта обрезать на высоту 3,5см. Бортики срезать, оставив 1мм для жесткости (слайд 12). (Примечание: стаканчики были приготовлены учителем заранее.)

    Шаг 6

    Прометать круги из ткани двойной нитью по краю, отступив от среза 5мм, мелкими стежками швом «вперед иголку» (слайд 13).

    Шаг 7

    Положить круг из картона синтепоном вверх на большой круг из ткани, затянуть шов и связать концы нитей. Равномерно распределить складки по кругу (слайд 14).

    Шаг 8

    Набить стаканчик синтепоном, поставить на середину меньшего круга бортиками вверх и туго собрать по шву, стягивая за концы ниток. Связать концы нитей. Равномерно расправить складки (слайд 15).

    Шаг 9

    Получились две детали для будущей шляпки-игольницы – поля и тулья (слайд 16).

    Шаг 10

    Соединить обе заготовки между собой потайными стежками (слайд 17).

    Шаг 11

    Место соединения закрыть отделкой, используя остатки кружев, тесьмы, лент
    (слайд 18).

    Шаг 12

    Украсить игольницу как подскажет ваша фантазия, используя сочетание цветов в цветовом круге (слайды 19)

    Цветовой круг, сочетания цветов (слайд 20)

    5. Физкультминутка (слайд 21)

    Вновь у нас физкультминутка,
    Наклонились, ну-ка, ну-ка!
    Распрямились, потянулись,
    А теперь назад прогнулись.
    Голова устала тоже.
    Так давайте ей поможем!
    Вправо-влево, раз и два:
    Думай, думай, голова!
    Хоть зарядка коротка,
    Отдохнули мы слегка.

    6. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.

    • Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места.
    • Проверка правильности размещения лекал на ткани и раскроя деталей.
    • Проверка соблюдения технологической последовательности выполняемой работы.
    • Проверка соблюдений правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
    • Индивидуальная работа с учащимися, помощь в работе.

    IV. Закрепление материала

    • Что нового узнали на уроке?
    • Чему научились на уроке?
    • Какие швы вы использовали при изготовлении игольницы-шляпки?
    • Почему шов называется потайным?
    • Как вы будете использовать свои игольницы-шляпки?

    V. Итог урока

    • Сообщение о достижении цели урока.
    • Анализ выполненных работ.
    • Выставка ученических работ.
    • Разбор ошибок.
    • Рассмотрение потери рабочего времени.
    • Выставление оценок и их аргументирование.

    VI. Рефлексия

    Теперь вы должны оценить свою работу.

    • Кто считает, что работал в полную силу и у него все получилось, покажите первый смайлик
    • Кто хорошо работал, старался, но не все получалось, покажите второй смайлик.
    • Кому нужна была помощь, покажите третий смайлик.

    Мастер — класс по изготовлению игольницы для младших школьников

    Читайте также:  Оформление_лестничных_пролетов_в_школе

    Просмотр содержимого документа
    «Игольница "Цветочек"»

    Изготовление игольницы «Цветочек»

    Инструменты и материалы: ткань, нитки, игла, ножницы, наполнитель, карандаш, шаблон окружности, пуговица.

    Подготовить необходимые материалы и инструменты.

    Разработала: учитель технологии Швалева Елена Валентиновна

    Предмет: технология (девочки)

    Тема: «Ручные швы»

    Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при выполнении ручных стежков и строчек, ознакомить с правилами Т.Б.

    Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.

    Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся

    1. Образовательная: познакомить учащихся с понятием «шов», «стежок», «строчка».

    2. Развивающая: развивать моторику.

    3. Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость.

    Тип урока: комбинированный.

    Ученик должен знать:

    смысл понятий: шов, ширина шва, стежок, длина стежка, строчка, ручные швы;

    правила безопасной работы при работе с иглами, булавками, ножницами;

    Ученик должен уметь:

    вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на длинном конце нитки;

    выполнять сметочную строчку, петельный шов.

    Познавательные: давать определения основным понятиям.

    Регулятивные: самостоятельно анализировать достижение цели на основе критериев, выдвинутых учителем.

    Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

    Личностные: умение применить свои знания на практике.

    Оборудование: ручная игла, булавки, нитки, ножницы, игольница.

    Материалы: детали из ткани (фетр), нитки х/б и мулине.

    Наглядные пособия : презентация, стенд с образцами швов, игольницы, выполненные различными стежками (сметочным и петельным)

    На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, шов, ширина шва, сметать, петельный шов.

    I. Организационный момент.

    Проверка готовности к уроку.

    Проверка организации рабочих мест.

    II. Актуализация знаний.

    Итак, все готовы к уроку. А теперь давайте выясним какими же предметами мы будем пользоваться сегодня на уроке. Вам предстоит о тгадать загадки:

    Из всех предметов для шитья этот самый древний. В разное время его делали из рыбьей кости, шипов растений, золота, серебра, бронзы, а сейчас его изготавливают из стали. Он почти не изменился с древнейших времен. О каком предмете идет речь? (Игла)

    Всех на свете обшивает; что сошьет не надевает. (Иголка)

    Нитку за собой ведет,
    Вышивает, платья шьёт,
    Очень остренька и колка.
    Угадали что? — ..( иголка )

    Этот инструмент появился 3,5 тысячи лет тому назад и состоял из 2-х ножей, соединенных ручкой. (Ножницы)

    Инструмент бывалый – не большой, не малый.

    У него полно забот: он и режет, и стрижет . (Ножницы)

    Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы).

    Это важнейший материал, который применяют в различных сферах деятельности. Например, с помощью этого материала изготавливают не только одежду и обувь, но и используют в медицине, полиграфии и других отраслях. (Швейные нитки)

    Подруге моей отдают предпочтенье,
    Ей от меня — мое поздравленье.
    Но ведь и я не последняя в деле —
    В ушко ее для шитья меня вдели. (Швейные нитки)

    За иголкою плетется,
    След за нею остается. (Швейные нитки)

    Еще в древние времена человек умел выращивать культурные растения, добывать из них волокна, а затем перерабатывать их в нити, из которых изготавливали. О чем идет речь? (Ткань, материал)

    Из меня одежку шьют,
    На диван обивку вьют,
    Угадали кто такая? Ну, конечно, Ткань простая!

    — Итак, мы вспомнили удивительные предметы, которые помогают человеку в жизни каждый день. Это игла, ножницы, нитки, ткань.

    — Представители которой профессии постоянно используют эти предметы?

    — Где они работают?

    (Ответ учащихся: портной, швея; на фабрике или в ателье).

    — А теперь и мы с вами попробуем овладеть основами древнего искусства — шитью.

    — Запишите в тетрадь тему урока: "РУЧНЫЕ ШВЫ".

    Тему написать на доске.

    III. Объяснение нового материала .

    Слайд 4. Работа с презентацией. Объяснение учителя.

    Итак, мы с вами сказали, что работают с тканью, ножницами, иглой и нитками портные и швеи. Работа портного требует старания и терпения. Качество изделий зависит от используемой ткани, выкройки, от обработки деталей, но если все эти операции сделаны очень хорошо, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаще всего такое изделие испорчено. Чтобы такого не случилось с нашими работами, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.

    Слайд 5. Давайте разберем основные понятия ручной работы .

    Посмотрите на место соединения наших лоскутков. Их соединяет ШОВ.

    ШОВ – это ниточное соединение деталей. Шов образуется строчкой.

    СТРОЧКА – это ряд повторяющихся стежков.

    СТЕЖОК – это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

    ДЛИНА СТЕЖКА — это расстояние между 2-мя последовательными проколами иглы.

    Расстояние от края детали до строчки называют ШИРИНОЙ ШВА.

    Слайд 6, 7. Стежки бывают ручные и машинные. Некоторые стежки соединяют детали изделия, их называют соединительными , а некоторые стежки помогают украсить изделие (фартук, косынку, блузу, сарафан), их называют отделочными. (схему со слайда 6 записать в тетрадь)

    Читайте также:  Чем_покрасить_стеклянные_плафоны_на_люстре

    Виды строчек: 1) Временного назначения

    2) Постоянного назначения

    1. Шов «вперед иголка» (сметочный стежок):

    Его применяют для временного соединения деталей

    Длина стежка 0,2-5 см

    2. Копировальный стежок (силки):

    Его применяют для перенесения линий с одной детали на другую

    Длина стежка 5-7 мм

    Высота петли 5-10 мм

    Строчки постоянного назначения:

    Служат для предохранения срезов ткани от осыпания

    Используют в качестве контура узора

    Расстояние от края изделия 5 мм

    Выполняют нитками в цвет ткани

    Подшивочные (косые, крестообразные):

    Применяют для постоянного закрепления подогнутых краев детали

    Отделочные ручные стежки

    Сфера применения ручных швов.

    Ручные швы применяют:

    — для сметывания деталей

    — для перенесения линий на парные детали

    — для пришивания пуговиц

    — для выполнения отделки изделий

    — для изготовления игрушек, игольниц, сувениров

    А сейчас перейдем к выполнению практической работы, но вначале давайте вспомним правила безопасной работы с иглой и ножницами.

    Слайд 16. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами

    Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;

    Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;

    Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;

    Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;

    Храните ножницы в футляре;

    Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;

    Не держите ножницы острыми частями вверх;

    Слайд 17.

    IV. Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек».

    «Изготовить игольницу «Яблочко»

    1 способ: используя сметочные стежки.

    Выполнить строчку временного назначения (сметочный шов)

    2 способ: используя петельные стежки

    Выполнить строчку постоянного назначения (петельный шов).

    Выполнить практическое задание дифференцированно.

    Объяснить учащимся порядок выполнения сметочной и петельной строчек.

    А сейчас мы познакомимся с технологией выполнения сметочной строчки временного назначения :

    Выполняют ее в одну нитку, справа налево, лучше хлопчатобумажными нитками контрастного цвета, только кроме черного и красного. Как вы думаете, почему нельзя этими цветами выполнять ручные швы? (Они могут полинять). Эти ниточные ручные строчки непрочные, легко удаляются из ткани. А служат они для временного соединения деталей, их называют строчками временного назначения. Рекомендуется длина стежков при ее выполнении от 0,7 до 1,5 см. После соединения деталей строчками постоянного назначения нитки строчки временного назначения удаляют.

    Технология выполнения петельного шва постоянного назначения .

    Этот шов используют для обметывания срезов изделия, а так же он является декоративным швом.

    Петельный шов — это ряд петлеобразных стежков, которые выполняются слева направо.

    Им обрабатывают срезы в тканях. Иглу вводят сверху вниз, нитка предыдущего стежка лежит под иголкой. Строчку прокладывают слева направо.
    Плотность шва 2-3 стежка длиной 0,4-0,6 см на 1 см ткани.

    Продемонстрировать учащимся порядок выполнения:

    Чтобы нам интереснее было выполнять швы, мы изготовим маленькое изделие — игольницу. У вас на столе имеется по 2 детали, выкроенные из фетра, инструменты: иглы в игольнице, английские булавки, ножницы, х/б нитки и мулине, синтепон.

    Раздать инструкционные карты учащимся.

    V. Текущий инструктаж

    Порядок выполнения работы (инструкционная карта №1):

    Отмерьте длину нитки, обернув её вокруг локотка.

    Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, завяжите на длинном конце нитки узелок.

    Сложите 2 детали изнаночной стороной внутрь.

    Проложите сметочную строчку на расстоянии 3-5 мм от края деталей для того, чтобы в процессе работы данные детали не сместились относительно друг друга, при этом оставьте часть шва не сметанным в любом месте для того, чтобы можно было наполнить игольницу синтепоном.

    Вложите между деталями небольшое количество наполнителя.

    Зашейте отверстие сметочными стежками.

    Порядок выполнения работы (инструкционная карта №2):

    Отмерьте длину нитки, обернув её вокруг локотка.

    Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, завяжите на длинном конце нитки узелок.

    Сложите 2 детали изнаночной стороной внутрь.

    4. Выполните петельные стежки по краю деталей нитками мулине в 4-6 сложений в цвет ткани (инструкционная карта №2).

    5. Вложите между деталями небольшое количество наполнителя.

    6. Зашейте отверстие петельными стежками.

    Слайд 18. VI. Заключительная часть.

    Учитель: Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы.

    1. Чему вы научились сегодня на уроке? (О: Сегодня на уроке мы научились выполнять ручные швы)

    2. Назовите эти швы (О: сметочный и петельный)

    3. Вспомните основные понятия ручных работ: шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва?

    4. Какие строчки бывают? (О: временные и постоянные)

    VII. Подведение итогов.

    Взаимоконтроль.

    Учитель: Девочки, обменяйтесь работами и проверьте качество выполненных строчек и швов друг друга. Оцените работу друг друга, укажите на недостатки.

    VII. Домашнее задание: принести миллиметровую бумагу.

    VII I . Демонстрация готовых игольниц.

    IX. Уборка рабочих мест.

    Учитель: Молодцы! Урок окончен, до свидания!

    Ссылка на основную публикацию
    Как_стыковать_ламинат_с_плиткой_без_порожка
    Изгибы в месте соприкосновения двух напольных покрытий красиво выглядят в дизайн проектах и на фото, но сделать их в реальной...
    Как_собрать_шкаф_николь
    Чтобы сэкономить на сборке шкафа-купе, не обращаясь к специалистам, можно сделать это самостоятельно. В комплект мебели, кроме всех деталей, должна...
    Как_сохранить_лобелию_на_следующий_год
    Советы о том, как сохранить лобелию до весны, намного проще и понятней, чем ежегодный посев цветка. Узнайте о том, как...
    Как_сшить_две_простыни_в_одну
    Матрасик » Постельные принадлежности » Как сделать бельевой шов в домашних условиях? Пошив постельного белья – реальный способ сэкономить и...
    Adblock detector