Птицы_в_декоративной_графике

Птицы_в_декоративной_графике

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: fkv.72@mail.ru

Форма выражения красоты синтезированного мира через отношение части и целого, с отсутствием трехмерности называется декоративностью. «Декоративность трактуется также как прием художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели. Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно-прикладном искусстве, но и во всех пространственно-временных искусствах» [1, с. 47].

Условное изображение, предполагающее фантазию формы и содержания, высокую степень выразительности с признаками декоративности, модификацию, стилизацию, трансформацию или абстрактность элементов, усиливающих чувственное восприятие графического изображения называется декоративной графикой. Таким образом, в декоративной графике каждый учащийся имеет возможность додумывать созданный им рисунок и импровизировать.

Главная цель декоративной графики – достижение максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности и натуралистичности. Для этого в декоративной графике широко используются следующие методы: стилизация, плоскостность, насыщение орнаментом, введение темного контура. Рассмотрим более подробно сущность этих методов.

Стилизация и трансформация формы.

В декоративной графике важную роль играет то, насколько творчески учащийся может переработать окружающую действительность и внести
в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.

Стилизацию можно подразделить на два вида:

– внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

– декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Стилизация достигается при помощи упрощения или обобщения внешней формы в соответствии с ее границами, изменением абриса, преобразованием объема в плоскостно-декоративную форму с предельно выразительным силуэтом, выявление через линию и пятно наиболее характерного, типичного. Такая стилизация в рисунке является осознанной и индивидуальной. Возможна также интерпретация исходной формы. В пространстве формы ограничиваются поверхностями, а в рисунке их границы передаются линиями. Трансформация – изменение, преобразование, декоративная переработка различных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью определенных приемов.

Приемы декоративной переработки могут заключаться в следующем: постепенное обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции, представление ее в необычном контексте, выделение силуэта, изменение реального цвета, различное цветовое решение одного и того же мотива и т.д.

Цель творческой стилизации в декоративной графике – создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, реальными объектами окружающего мира. Теоретической основой для стилизации нужно считать положение, согласно которому создание подлинно нового – это создание того, чего напрямую нет в природе, окружающем мире, хотя главным и единственным источником для этого нового должна служить природа и окружающий мир.

Итак, декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения все лишнее, второстепенное, мешающее четкому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

Метод плоскостного изображения считается строгим и сдержанным относительно других. Однако условность и лаконичность средств выражения не является препятствием для осуществления той или иной идеи. Здесь важно грамотно использовать выразительные средства.

В графических плоскостных изображениях существуют свои композиционные особенности, основанные на отсутствии перспективного сокращения. Так, изображения, выполненные однотоновой или однотолщинной линией, будут всегда иметь стремление к плоскостности. Эта линия зрительно не уходит в глубину плоскости, не прорывает ее, стремясь выразить трехмерность или объем, а оперирует только в двухмерном пространстве (рис. 1).

Рис. 1. Графические работы, выполненные на основе метода плоскостного изображения

Хорошо подходит к созданию плоскостных изображений работа таким графическим средством, как пятно. В наиболее простом варианте цветовые пятна не должны иметь внутри себя тоновых модуляций, размывающих плоскость пятна. Цвет должен лежать ровной плашкой.

Читайте также:  Электрический_обогреватель_для_гаража_какой_выбрать

Добиваться плоскостности в графике можно, используя членение на части (рис. 2).

Членение композиции может быть простым (на две, четыре, восемь и т.д. частей), а может происходить по принципу «лоскутного одеяла». Линии членения могут быть прямыми и кривыми, возможно одновременное сочетание тех и других.

Рис. 2. Пример использования членения графической работы на части при плоскостном решении

Достижение повышенной декоративности возможно введением орнаментального мотива по всей композиции. В декоративной плоскостной работе необходимо четко решить, где размещать орнаментальные мотивы – по всей плоскости или ограничиться изображением одного-двух.

Необходимо постоянно думать о цельности листа, чтобы композиция не перенасыщалась и не была трудна для восприятия из-за введения сложных орнаментальных мотивов.

Поиск орнаментальной организации графического листа часто сопровождается отказом от объемной характеристики фигур. Это вполне естественный и необходимый прием при изучении основ орнаментальности в графике. Правильное понимание орнаментальности позволит усилить эмоциональную выразительность декоративной графики (рис. 3).

Рис. 3. Пример введения орнаментального мотива в графическом изображении птицы

Одной из важных задач в декоративной графике является поиск выразительных контурных линий при изображении силуэтных форм в композиции постановки (рис. 4). В декоративной графике введение контура подразумевает нахождение выразительных силуэтов форм деталей натурных постановок, показ выразительных по пластическим очертаниям линий орнаментально-ритмического строя графического произведения, т.е. членение плоскости при помощи контурных линий на выразительные по силуэту составные части.

Большое внимание необходимо обратить на поиск выразительной трактовки орнамента на тканях, керамике и других деталях натурных постановок с точки зрения контурного силуэта и пластики, подчинение стилистики этой трактовки орнаментально-ритмическому строю композиции графического произведения.

При поиске выразительных контуров силуэтов форм и элементов натурных постановок большое значение имеет творческий отбор, заключающийся в некотором абстрагировании многочисленных качеств натуры при переводе их в условные плоскостные силуэтные изображения. Абстрагирование как логический процесс является одним из составных элементов процесса познания действительности. Понятие «абстрагирование» происходит от латинского abstructio (удаление, отвлечение) – мысленное отвлечение от множества сторон, свойств, признаков и связей конкретного предмета, явлений или событий и мысленное выделение отдельных его сторон и признаков.

В декоративной графической работе выявление главного орнаментально-ритмического строя контуром различной толщины и колорита зависит от творческого замысла рисующего.

Также контур вводят в целях более четко-го изображения предметов, особенно темного контура. Контур можно ввести и в тех случаях, когда цвета изображения не очень удачно сочетаются друг с другом. Таким способом можно зрительно повысить степень интенсивности блеклых цветов.

Рис. 4. Примеры изображения силуэтных форм в декоративной графике

Перед художественной школой стоит ряд задач, направленных на развитие художественно-образного мышления, креативности в творчестве, индивидуальности и неповторимости, поэтому определенное место в обучении должно быть отведено приобретению учащимися графических навыков. Данные методы декоративной графики предлагаются как надежный развивающий и обучающий фактор, который во многом определяет творческую культуру и художественную практику учащегося художественной школы.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема.

60. Принципы стилизации: а – превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции, б – обобщение формы с изменением абриса, в – обобщение формы в ее границах, г – обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре

Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

В основе любого художественного произведения лежит органическая связь между его составными элементами. Принципы стилизации имеют свои особенности в народном и декоративно-прикладном искусстве, в живописи и графике.

Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации реальных природных форм. Беря основное, мастер преобразует предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю орнамента. Народный мастер творит на основе эмо- ционально-ассоциативного восприятия (ил. 61-62).

61. Конец полотенца. Браное узорное ткачество. XIX в.

62. Орнамент цветного коклюшечного кружева конца XVIII-XIX вв.

63. Элементы построения орнамента: а – крито-микенский орнамент, б – орнамент эпохи модерн, в – листья и цветы орнамента северодвинской росписи

Общее стилевое решение орнамента, его линейная и цветовая композиции подскажут творческое переосмысление натуры. Мотив для орнамента можно найти, изучая формы и раскраску насекомых, ящериц, минералов, морских раковин и др.

Читайте также:  Выбор_вейпа_для_новичка

64. Объекты природы

65. Обобщение формы живописными средствами: а – реалистическое изображение, б – декоративное изображение, в – абстрактное изображение

Чтобы не допускать слепого копирования натуры, полезно поработать на основе сохранившихся у вас впечатлений или ассоциаций. Самостоятельное восприятие, его изучение помогут сложиться определенному отношению к натуре, которое создает основу для фантазии.

В станковом (живопись, графика) и декоративном искусстве процесс обобщения формы имеет много общего. Художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Поиски образа подсказывают то или иное решение.

Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так, как на ил. 65.

Рассмотрите пример стилизации формы птицы в графике и определите, с помощью каких средств реальное изображение превращается в декоративное (ил. 66-70).

66-70. Стилизация формы графическими средствами

Иногда в характеристике предмета деталь может играть ведущую роль. Сознательно акцентируя внимание на детали, как бы преувеличивая ее значение, можно «заострить» образ. Форма тела, клюва, оперение птицы и другие детали влияют на выразительность изображения и характер целого.

В каждом из вариантов использованы разные качества натуры и способы штриховки. Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определяются поставленной задачей, задуманным образом.

Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. Отличительные особенности знака – обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.

Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта.

Знак можно назвать абстрактным символом.

71. Варианты изображения герба г. Смоленска

72. Знаковые изображения морского конька, коровы, крокодила и летучей мыши (из книги В. И. Волошко)

73. Пограничные состояния знака. Переход в другую форму (из книги В. И. Волошко)

Изображение фигуры морского конька доведено до такой степени обобщения, что последний знак при отсутствии элемента, изображающего глаз, вызывает иные ассоциации.

Кроме изображения внешнего вида, знаком можно выразить и другие особенности изображаемого существа. Например, можно нарисовать мычащую или смотрящую корову, агрессивного крокодила, передать то, что летучая мышь обладает локационными свойствами.

Нередко в двух или нескольких знаках заложен один и тот же изобразительный элемент, но они несут различный смысл.

Например, в знаках улитки и музыкального духового инструмента заложен такой изобразительный элемент, как спираль, и только специфические элементы формы наполняют каждый знак своим смыслом. Существуют пограничные состояния, когда знак либо не напоминает ничего, либо ассоциируется с другим предметом. Форма одного объекта может переходить в форму другого за счет добавления или исключения какого- нибудь изобразительного элемента.

Обобщенное изображение, напоминающее знак, получается в результате складывания бумаги в искусстве оригами.

Сравнение знакового и реалистического изображений развивает абстрактное мышление.

Похожие главы из других книг:

2. ФОРМЫ ЖИЗНИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

2. ФОРМЫ ЖИЗНИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ Клубы авторской песни Клубы авторской песни (первоначально называвшиеся клубами самодеятельной песни — КСП) стали первой естественной формой жизни движения авторской песни, выросшей из постоянных встреч авторов, исполнителей и любителей

Глава 1 Зрительное восприятие формы и пространства

Глава 1 Зрительное восприятие формы и пространства Компьютер позволяет быстро трансформировать геометрию объекта, подобрать цвет, выполнить сложные графические построения, имитировать различные визуальные эффекты, анимировать изображение. К сожалению, кажущаяся

Стилизация и упрощение форм, классические каноны

Стилизация и упрощение форм, классические каноны Самыми важными приемами иллюстратора являются стилизация и упрощение. Существует множество вариантов изображения любых объектов, от реалистичного до схематичного. Пытаясь свести очертания людей, животных и предметов к

Изображение объемной и контурной формы фигур и предметов

Изображение объемной и контурной формы фигур и предметов Изображение объемной формы фигур и предметов на плоскости снимка также связано с законами линейной и тональной перспективы и подчинено этим законам, поскольку перспективное изображение того или иного предмета

Читайте также:  Схема_раздвижных_ворот_на_роликах

§2 Восприятие формы. Многообразие форм

§2 Восприятие формы. Многообразие форм Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и

§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы

§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный

Презентация к уроку ИЗО "Сказочная птица"

Скачать:

Вложение Размер
Презентация к уроку Сказочная птица 1.96 МБ
Конспект урока Сказочная птица 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Изображение и фантазия. Сказочная птица»

  1. Познакомить с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве.
  2. Формировать навыки декоративного рисования гуашью. Развивать зрительную память, творческое мышление
  3. Воспитывать в ребенке чувство прекрасного и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование: гуашь, альбом, картины М. Врубеля “Царевна-Лебедь”, Васнецова “Птица Сирин”, сувениры, игрушки .

1. Организационный момент.

Загадки о птицах:

Не сидит она на месте
На хвосте разносит вести. (Сорока)

По ночам летает
На охоту
Днем не видит
Да и спать охота. (Сова)

Зимой на ветках — яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)

Крылья этой редкой птице
Могут в море пригодиться
Птица крыльями гребет,
На южном полюсе живет. (Пингвин)

У этой птицы
Клюв, как две спицы,
Ноги длинные, как у циркуля
По воде она гуляет,
То и дело нос купает. (Цапля)

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд, приятель!”
И ставит подпись . (Дятел)

— А как называется жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц? (Анималистический)

— Тема урока у нас сегодня будет: “Сказочная птица”.

2. Знакомство с образом птицы в искусстве.

— Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы.

(дети называют: Царевна Лебедь — “Сказка о царе Салтане”, “Финист – ясный сокол”, “Жар птица”, птица Феникс в восточных сказках и т.д.)

— В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи, мезенской и т.д. А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке: вот индюк в дымковской игрушке, а вот птицы – свистульки филимоновской игрушки. А это образ птицы с девичьим лицом – птица Феникс.

— А можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру?

(можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).

3. Творческая работа учащихся.

Придумать образ сказочной птицы, не просто изобразить ее, а передать характер птицы, ее настроение.

— Какая может быть птица по характеру? (Добрая, злая, нежная, грубая)

— А по настроению? (Грустная, веселая, печальная)

— Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета? (теплые, яркие)

— Для злой птицы какие лучше взять цвета? (Холодные, смешанные с черным цветом)

— При рисовании птицы будьте смелее, можно взять, например, тело птицы, а голову крокодила с острыми зубами и хвостом сороки.

— В какой части листа будем размещать рисунок? (По центру листа)

4. Подведение итогов урока.

На доске представлены работы ребят

— Если вам понравился урок, и вам было очень интересно работать – возьмите какой-либо теплого цвета квадратик, а если вам было скучно на уроке и неинтересно – возьмите квадратик холодного цвета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация разработана к уроку "Праздник птиц".

Данный материал включает поэтапное выполнение операций складывания птицы.

Материал к урокам окружающего мира 1 класс.

Презентация о птице Пеночка-трещотка.

Презентация к уроку.

Презентация предлагает визуальный материал к уроку по теме Зимующие птицы.

Ссылка на основную публикацию
Проход_кирпичного_дымохода_через_деревянное_перекрытие
Поиск записей по тэгам: просто нажмите на интересующую тему! Речь поведу о самой пожароопасной части дымохода: разделке стены - разделки...
Просроченная_краска_для_стен
Видов красок применяемых в строительстве довольно много. К примеру срок годности масляной краски три, пять лет, но опять же надо...
Простая_жерлица_своими_руками
Жерлицы для рыбалки подразделяют на летний и зимний периоды. Отличие их в правильном построении конструкции, каждая из которых имеет свои...
Проходная_спальня_дизайн_фото
1 Используйте принцип симметрии Дизайн интерьера: Студия дизайна интерьеров «Арх.Предмет» В большинстве случаев проходной комнатой является гостиная, и это логично:...
Adblock detector