Токарный_станок_фт_11ф1

Токарный_станок_фт_11ф1

Обзор токарного станка ФТ-11

Станок токарно-винторезный ФТ-11 сконструирован на базе устройства под маркировкой 16Б25Псп. Механизмы данного станка приспособлены к выполнению большого ряда задач. Его используют для чистовых и получистовых работ, а для выполнения более грубой обработки задействуют другие аппараты. Станок обладает эргономичной формой и при работе экономит материалы.

Описание

Устройство обладает высокой функциональности, особенно в плане изготовления всех классических видов резьбы. К тому же, если оператор задаст через гитару необходимые настройки, то станок сможет производить и резьбу с нестандартными характеристиками. Для этого придется также сократить длину кинематической цепи.

Благодаря особой конструкции суппорта на станке можно обрабатывать заготовки конической формы без применения специальной линейки. Устройство станины спроектировано таким образом, что отходы производства причиняют минимальный вред узлам станка, что положительно влияет на долгосрочность применения станка.

Скорость оборотов шпинделя оператор может менять даже во время выполнения работ, что существенно экономит время и повышает производительность станка. Особенности конструкции станины и других узлов позволяют обрабатывать металлы с особым составом. Благодаря использованию автоматической коробки передач, станок может:

  1. Задействовать шпиндель в режиме толчка.
  2. При выключенном основно электромоторе, оператор может проводить торможение шпинделя в независимости от направления его движения.
  3. Скорость оборотов шпинделя регулируется даже на холостом ходу и с нагрузкой.

Использование инновационных на то время элементов электрооборудования, позволило усовершенствовать регулировку работы шпинделя и менять скорость его вращения без деактивации основного провода.

Кроме того, шпиндель станка ФТ-11 обладает форсированным реверсным ходом, что ускоряет обработку отдельных деталей. В целях безопасности на станке установлены пускатели магнитного типа, которые предотвращают непроизвольную активацию устройства после возобновления электроподачи.

Строение станка

Устройство имеет классический набор рабочих узлов, многие из которых были сконструированы по инновационному на то время типу.

Электрооборудование. Станок подключается до трехфазной электрической сети с напряжение 380 В и частотой 50 Гц. На устройстве установлено следующее электрооборудование:

  • Главный электромотор.
  • Электродвигатель охлаждающего насоса.
  • Электромотор для форсированного передвижения суппортного узла.
  • Коробка скоростей с муфтами электромагнитного типа, которые контролируют диапазон оборотов муфты.
  • Шкаф, в котором находятся электрические приводы для управления станком.

Коробка подач. При помощи данного узла, оператор настраивает параметры производимой резьбы. На коробку подач приходят показатели работы суппорта и других рабочих узлов станка. Оператор может быстро сориентироваться в величинах всех подач или шагах нарезания резьбы при помощи информационных таблиц, которые размещены на фронтальной стенке шпиндельной бабки.

На кожухе станка находится таблица с информацией о настройках для нарезания резьбы повышенного качества. Для создания такого типа резьбы не применяют коробку подач, а делают это напрямую – путем сокращения длины кинематической цепи.

Фартук. Благодаря данному узлу каретка и суппорт одерживают подачи в обычном и форсированном режимах. Разные наборы муфт фартука отвечают за продольные и поперечные подачи. Конструкция устройства предвидит наличие блокирующего элемента, которые не позволяет включиться продольной подачи в то время, когда выключенная продольная в фартуке. Единовременная активация маточной гайки и продольной подачи невозможна .

При помощи специальных винтов оператор может контролировать положение маточной гайки, а при повышении уровня допустимых нагрузок, срабатывает специальная блокирующая муфта. Примечательно, что уровень предельной нагрузки устанавливает сам оператор.

Бабка задняя. Узел крепится при помощи специального зажима через рукоятки управления, а силу прижима можно регулировать. Особое пневмооборудование, которое установлено на узле, предотвращает ускоренный износ направляющих.

Принцип работы данного устройства базируется на использовании подачи сжатого воздуха к сподку бабки. Оператор перед каждым началом работы приводить в готовность данную систему при помощи спуска влаги из специального фильтра. Раз в несколько месяцев этот фильтр следует снимать и тщательно обрабатывать.

Станина. Узел обладает повышенной жесткостью благодаря наличию специальных диагональных ребер. Тщательная производственная шлифовка направляющих станины обеспечивает беспроблемное передвижение каретки станка на передней и задней стороне узла.

Данные элементы строения станины защищены при помощи щитков телескопического типа. Задняя бабка передвигается по средним направляющим. Отходы производственного процесса собираются в специальном корыте между тумбами, на которых крепится станина.

Бабка шпинделя – устройство, позволяющее менять соотношение входного и выходного количества оборотов узла. Шпиндель вращается благодаря автоматизированной коробке скоростей путем специальной передачи. Узел установлен на двух типах подшипников: роликовых и радиально-упорных. Переключение диапазонов скоростей шпинделя осуществляется при помощи наборов шестерней.

Читайте также:  Как_снять_слой_стяжки_на_полу

Видео: токарный станок ФТ11.

Технические показатели

Детальное описание возможностей станка вы можете прочитать с приведенной ниже таблице:

Обзор токарного станка ФТ-11

Токарный станок ФТ 11 – это модель, созданная в СССР, которая активно используется мастерами в самых разных уголках СНГ по настоящий момент. Этот агрегат уже не выпускается в настоящее время, однако не теряет своей актуальности.

Станок ФТ 11 производился Фрунзенским заводом с 1943 года, что говорит о том, что в моральном плане эта модель серьезно устарела. Сегодня современный рынок предлагает более компактные, производительные, эргономичные и удобные в работе агрегаты. Тем не менее, ФТ 11 заслуживает нашего внимания, так как до сих пор является бюджетным решением для технического оснащения цеха или частной мастерской. За относительно небольшие деньги мастер может обзавестись надежным и выносливым агрегатом.

Особенности и преимущества

Модель ФТ 11 представляет собой универсальный токарно-винторезный станок, который, несмотря на свое значительное моральное устаревание, может похвастаться достойной точностью и наличием автоматической коробки передач. Агрегат ориентирован на выполнение широкого спектра рабочих задач и хорошо демонстрирует себя как в чистовой, так и в получистовой обработке различных заготовок. При этом практика показывает, что использование агрегата для черновых и обдирочных работ крайне нежелательно, что также описано в инструкции по эксплуатации.

Токарный станок ФТ 11 отлично подходит для эксплуатации в скоростных режимах. С его помощью можно нарезать питчевые, дюймовые и модульные резьбы. Кроме того, если мастер настроит рабочую гитару соответствующим образом – появляется возможность производить нарезку нестандартных резьб, что является плюсом в графу многофункциональности. Также с помощью ФТ 11 можно производить обточку конусообразных заготовок, не используя при этом специальную линейку. Для этого достаточно лишь перемещения верхнего суппорта.

Данной модели оборудования свойственна особая конструкция станина, которая исключает вероятность попадания отходов в пазы направляющих. За счет этого продлевается срок эксплуатации станка. Кроме того, появляется возможность работать с изделиями, изготовленными из особых материалов, прошедших специальную обработку.

Работа за станком ФТ 11 будет максимально производительной за счет автоматизации управления передачами. Мастер не теряет лишнего времени на изменение режима обработки детали, меняя его, в буквальном смысле слова, прямо на ходу. За счет внедрения автоматической коробки передач удается производить ступенчатое регулирование интенсивности вращения шпинделя, а также реверс и остановку шпинделя без отключения агрегата от сети. Кроме того, автоматическая коробка делает возможной работу шпинделя в толчковом режиме.

Если у мастера возникнет необходимость в нарезании резьбы с нестандартным шагом, то он может отключить коробку передач и соединить элемент вращения напрямую с ходовым винтом. В этом также состоит немалый плюс машины.

Отметим также, что токарный станок ФТ 11 укомплектован особыми магнитными пускателями, которые защищают его от самопроизвольного запуска. Такое может произойти в случае непредвиденного выключения подачи электричества и последующего включения.

Технические характеристики

Станок ФТ 11 соответствует классу точности «П» исходя из ГОСТ 8—71. Предельный диаметр детали над станиной составляет 500 миллиметров, а над суппортом – 260 миллиметров.

Диапазон скоростей вращения шпинделя колеблется в пределах 10-2000 оборотов в минуту. При этом конструкцией станка предусмотрена 21 скорость прямого вращения и 9 скоростей реверсивного вращения. Техника также укомплектована системой торможения.

Агрегат оснащен несколькими электрическими двигателями. Мотор главного привода отличается значительной мощностью, равной 11 кВт. Кроме того, предусмотрен 550-ваттный двигатель быстрых перемещений и двигатель охлаждающего насоса (120 Вт).

Решая приобрести эту модель токарного оборудования, следует учитывать его огромные габариты, которые составляют 2856х1370х1435 миллиметров, и исполинский вес, достигающий почти 3.5 тонн.

Итоги

Токарный станок ФТ 11 – это универсальный рабочий агрегат, который идеально подходит и для больших серийных цехов, и для узкоспециализированных мастерских. Он нетребователен и очень недорог в обслуживании. Среди явных его плюсов нужно выделить серьезный потенциал в плане мощности и отменную выносливость. Собственно, последнее свойственно многим детищам советского станкостроения.

Из минусов нужно отметить немобильность, спровоцированную огромными габаритами и массой. Также явный недостаток этого станка состоит в значительном моральном устаревании. Не будем также скрывать, что по параметрам точности обработки деталей и эргономичности конструкции в целом данная модель проигрывает современным аналогам.

Читайте также:  Сочные_котлеты_из_фарша_курицы

Тем не менее, если вам нужен недорогой «помощник» для выполнения широкого спектра токарных задач – можно всерьез задуматься о приобретении ФТ 11. Этот агрегат еще в состоянии отработать не одну тысячу рабочих смен, особенно если вам удастся найти машину в хорошем состоянии.

Токарный станок ФТ 11

Из-за постепенного повышения требований к точности обработки деталей и качества выпускаемой продукции на заводах тяжелой промышленности возникла потребность в станках с достигаемой точностью выше нормальной. В СССР были разработаны и выпущены в больших количествах токарные станки повышенной точности. Одним из таких является винторезный токарный станок ФТ 11.

Описание и назначение

Станок имеет классическую компоновку с неподвижным шпинделем главного движения заготовки и перемещаемым относительно нее суппортом с резцом.

Завод изготовитель не модернизировал ФТ11 и станок был снят с производства, поэтому почти все оставшиеся в строю экземпляры утратили способность обеспечивать паспортную точность. Хотя владельцы данного токарно винторезного станка и пытаются его модернизировть, но зачастую модернизация ограничивается установкой цифрового индикатора числа оборотов.

Зачастую капитальный ремонт не оправдан и станок сдают на металлолом, либо оставляют для черновых обдирочных работ и обучения молодых токарей работы с оборудованием подобной сложности.

Устройство станка и его составляющих

Станина

Литая станина в своей основе имеет две пары направляющих с трапециевидным профилем, отдельно для перемещения суппорта и задней бабки соответственно. Для уменьшения эффекта деформации и последующей потери точности направляющие дополнительно соединены особой конструкцией с диагональными ребрами жесткости. Вся станина подвернута термообработке, после которой производится шлифовка направляющих, при этом за базу принимается ось вращения шпинделя.

Обе направляющие оснащены двусторонними складывающимися телескопическими заслонками, предотвращающими попадание стружки и отходов от абразивных насадок. При необходимости заслонки можно убрать для непосредственного визуального контроля за состоянием поверхностей направляющих. Вес станины удерживается двумя тумбами, между которыми установлена емкость для сбора стружки и стекания отработанной охлаждающей жидкости.

Органы управления

  1. Двух позиционная рукоятка управления шагом (нормальный или увеличенный) резьбы
  2. Пульт управления
  3. Рычаг для установки шага резьбы и включения подачи
  4. Рычаг установки скорости резьбы
  5. Рукоятка переключения подач, выбора типа резьбы и непосредственного подсоединения ходового винта.
  6. Рычаг тормоза и остановки вращения шпинделя
  7. Рычаг установки шага резьбы и режима подачи
  8. Лимб поперечной подачи суппорта
  9. Основной управляющий пульт
  10. Рычаг управления продольными и поперечными подачами
  11. Лимб для ручного привода суппорта
  12. Ручка ускоренного продольного хода
  13. Ручка освобождения реечной шестерни при нарезании резьбы
  14. Маховик фиксации пиноли
  15. Рукоятка автоматической подачи супорта
  16. Ручка первичной фиксации задней бабки
  17. Регулятор подачи смазки верхних направляющих суппорта
  18. Лимб выдвижения пиноли
  19. Рычаг задания направления вращения шпинделя
  20. Гайки вспомогательной фиксации задней бабки
  21. Рычаг соединения маточной гайки
  22. Винт запирания задней бабки

Коробка скоростей

Коробка переключения скоростей в кинематической цепи расположена сразу после двигателя, с которым соединена посредством клиноременной передачи. Переключение передач облегчено электромагнитными шестернями (7 шт.). На шпиндельную бабку движение передается через плоскозубый ремень.

Шпиндельная бабка

Следующей за коробкой передач расположена шпиндельная бабка, главным предназначением которой является грубая настройка частоты вращения главного движения. Она представляет собой дополнительный понижающий редуктор соотношением 1:1, 1:4, 1:16. Главный шпиндель является решающим в достижении максимальной точности, поэтому его вращение обеспечивается прецизионными упорно-радиальными подшипниками.

Выбор одной из трех скоростей определяется положением рукоятки, расположенной на передней части корпуса шпиндельной бабки, которая также служит для грубой настройки скорости.

Каретка и верхний суппорт

Поперечное движение инструмента производится вращением лимбов перемещения верхнего суппорта и каретки. Для обработки конических наружных и внутренних поверхностей заготовок предусмотрена установка на требуемый угол верхней части суппорта, при этом направление продольного перемещения каретки изменяется соответственно.

Каретка снабжена рычагом управления направлением вращения шпинделя а также предохранительным механизмом, предотвращающим самопроизвольный запуск шпинделя.

Направляющие каретки имеют профиль «ласточкиного хвоста». Для устранения люфта или послабления усилия хода подачи зазор между направляющими и кареткой можно регулировать с помощью смещения специальных клиньев.

Для замены или извлечения инструмента из резцедержателя необходимо провернуть фиксирующую рукоять против часовой стрелки, произвести установку или извлечение резца и зафиксировать новое положение поворотом рукояти по часовой стрелке.

Задняя бабка

Задняя бабка имеет одну степень свободы и перемещается вдоль оси вращения шпинделя на отдельной паре направляющих. Фиксация положения задней бабки производится эксцентриковым зажимом. Для дополнительной устойчивости и при повышенных осевых нагрузках имеются дополнительные винты.

СОВЕТ: При обработке длинных деталей, закрепленных в патроне и поджатых центром посредством задней бабки, прямопропорционально скорости вращения возникают центробрежные силы, деформирующие заготовку по середине, в результате чего размеры вдоль оси обработки сильно отличаются от ожидаемых. Для предотвращения этого явления существуют люнеты – приспособления, служащие дополнительной опорой и ограничивающее перемещение заготовки в плоскости, перпендикулярной оси вращения.

Коробка подач

Коробка подач обеспечивает жесткую кинематическую связь главного движения обрабатываемой детали и относительного движения суппорта с режущим инструментом через винтовой привод.

Читайте также:  Как_шпаклюют_стены_видео

Доступ к настройке для осуществления нарезки резьбы повышенной точности производится укорочением кинематической цепи, при этом коробка подач на время отключается. На передней стенке корпуса шпиндельной бабки располагается таблица допустимых скоростей и режимов подач, возможных на данном станке.

Фартук

Применение фартука позволяет осуществлять раздельное перемещение каретки и суппорта в четырех направления в двух переключаемых режимах. Для регулировки и фиксации маточной гайки предусмотрены винты, установленные на поверхности корпуса фартука. Для предотвращения разрушения винтов подачи от превышения допустимой осевой нагрузки на фартуке установлена предохранительная муфта с регулируемым порогом срабатывания. С левой части фартука находится рычаг автоматической подачи, особое расположение которого приводит к принудительному отключению подачи в случае достижения фартуком крайнего левого положения.

Электрооборудование

На рисунке ниже изображена схема электрическая принципиальная из паспорта станка.

  • Главный силовой привод — трехфазный электродвигатель (М1)
  • Электромагнитные муфты (У1 … У7) отвечают за первичное переключение скоростей входного вала шпиндельной бабки и расположены в корпусе автоматической коробки скоростей, находящейся в задней части левой тумбы.
  • Вспомогательный электродвигатель насоса подачи охлаждающей жидкости (М2)
  • Вся электрическая развязка размещена в электрошкафу для удобства поиска неисправностей.

Питание муфт переключения передач, цепей подач и управления происходит выпрямленным током, раздельно. Для этих целей в электрошкафу находится понижающий трансформатор и выпрямитель напряжения с 380 В до 24 В.

Особенности ремонта и модернизации

Со временем, из-за неизбежного износа направляющих станин, станок начинает терять способность обеспечивать паспортную точность. Причиной этому служит неравномерная выработка поверхности направляющих: сильный износ возле патрона и менший со стороны задней бабки. Для устранения последствий износа необходимо доставлять станок на специализированные предприятия, оснащенные шлифовальным оборудованием, рассчитаным на шлифовку станин больших станков.

Ремонт других несправностей ускоряется при наличии заводских руководств и инструкций, содержащих техническое описание станка.

СОВЕТ: Существуют способы повысить производительность не жертвуя техникой безопасности. Тормозить шпиндель можно не рукой, а рассположенным на передней части шпиндельной бабки рычагом, уменьшив время до остановки без риска получить травму. Если производственный процесс предусматривает несколько технологических операций, можно установить в задней бабке приспособление с револьверным механизмом, заметно ускоряющим смену инструмента.

При транспортировке станка очень важно правильно закрепить трос в предусмотренных для этого местах. Для этого задняя бабка отводится в крайнее левое положение, а электродвигатель снимается. Затем станина поддевается тросом в двух местах: одним концом непосредственно возле шпиндельной бабки, а другим чуть правее от середины станины. По прибытию на пункт назначения, перед выгрузкой станка рекомендуется подложить стальне трубы, чтобы с минимальными усилиями перемещать станок внутрь помещения.

В целях минимизации износа и повышения коэффициэнта полезного действия трансмисси станка рекомендуется проверять силу натяжения приводных ремней, связывающих двигатель и коробку скоростей. Для этого предусмотрено пермещение двигателя в горизонтальной плоскости после ослабления держущих его винтов.

Регулировка натяжения ремня коробки подач производится вращением гаек, выведенных с обратной стороны на правой тумбе.

Технические характеристики

В описании параметров, изложенных в паспорте станка, есть свои особенности. Вес комплектного станка составляет около 3,5 тонн и может изменяется в зависимости от года выпуска. Главный силовой двигатель имеет мощность 11 кВт и питается от сети переменного напряжения 380 В. Смена направления вращения вала двигателя отсутствует. Наибольший обрабатываемый диаметр детали 260 мм, а длина 1000 мм.

В шпинделе имеется сквозное отверстие, проходящее через всю шпиндельную бабку и служащее для удобства закрепления длинных заготовок диаметром до 66 мм. Коробка передач с электро муфтами обеспечивает 24 сменных скорости а также снабжена механизмом принудительного торможения и фиксации шпинделя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector