Требования_к_освещению_дорог

Требования_к_освещению_дорог

Требования к освещению дорог

Какие нормативные документы используются для разработки освещения дорог

В список нормативных документов для освещения автомобильных дорог входят стандарты, которые устанавливают требования:

  • к параметрам используемых светильников и их комплектующим;
  • освещенности улиц, автодорог, пешеходных зон, автострад и рабочих мест вне зданий;
  • методами расчета освещенности на перечисленных выше объектах.

Учитывая это, для разработки правильной схемы освещения автомобильных дорог используются следующие нормативы:

  • ГОСТ Р 56239-2014. «Тоннели автодорожные. Искусственное освещение. Методы измерения нормируемых параметров».
  • ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения».
  • ГОСТ Р 55706-2013. «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы».
  • СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение».
  • ГОСТ Р 55844-2013 «Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон».
  • ГОСТ Р 58107.1-2018 «Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета».
  • ПНСТ 28-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Освещение архитектурное и функционально-декоративное».
  • ГОСТ IEC 60598-2-3-2012 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог».

Общие требования к организации освещения улиц и дорог

Расстояние от опоры освещения до дороги имеет особенно важное значение в организации нужного уровня освещенности. Оно составляет не менее 1 м на магистральных улицах с интенсивным движением, 0,6 м – на других улицах и дорогах, 0,3 м – когда по этой дороге не передвигаются грузовые машины и городской транспорт. На дорогах с разделительными полосами шириной от 4 м опоры освещения можно располагать по центру разделительных полос.

Непосредственно к освещению дорог общего пользования предъявляются свои требования:

  • Свет должен быть равномерным без участков затенения на дороге. Среднее расстояние между столбами освещения на дорогах составляет 35-45 м. Чем выше будут расположены светильники, тем меньше будет расстояние.
  • Поток света от источника не должен быть слишком сильным или слишком слабым. В первом случае свет будет слепить водителя, а во втором – не позволит различить едущий навстречу транспорт или пешеходов, что приведет к аварии.
  • Источник света должен быть направлен на дорожное полотно, а не вверх и не в стороны.
  • Освещение должно быть обеспечено на территории вокруг движущегося автомобиля, а также на обочине и соседних полосах, особенно на широких дорогах в несколько полос.
  • Опасные зоны (сужения, пересечения и примыкания дорог, пешеходные переходы) необходимо выделять и подчеркивать за счет увеличения яркости или изменения цветности осветительных приборов.
  • Переход от освещенного участка к освещенному должен быть плавным. Для этого устраивают переходную зону длиной 150-250 м.
  • В сельском поселении осветительные установки должны быть установлены в границах застроек и на расстоянии не менее 100 м за их пределами.

Требования к освещению дорог

Дороги автомобильные общего пользования

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ ОТ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Automobile roads for general use. Horizontal illuminance from artificial lighting. Technical requirements

Дата введения 2015-07-01
с правом досрочного применения

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены".

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. N 181-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33176-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Читайте также:  Откачивание_канализации_в_частном_доме

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к вновь устраиваемому или реконструируемому стационарному электрическому освещению (далее — освещение) автомобильных дорог общего пользования (далее — дороги).

Требования к освещению участков дорог в пределах населенных пунктов, автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами устанавливаются на национальном уровне.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 26824-2010 Здания и сооружения. Методы измерения яркости

ГОСТ 32846-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация

ГОСТ 32944-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования

ГОСТ 33062-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса

ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования

ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения

ГОСТ 33220-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

3.1 коэффициент периферийного освещения : Отношение средней освещенности на поверхности обочины к средней освещенности на поверхности полосы проезжей части, примыкающей к обочине и равной ей по ширине.

3.2 коэффициент эксплуатации : Отношение средней освещенности на заданной поверхности, создаваемой осветительной установкой (ОУ) к концу установленного срока эксплуатации, к средней освещенности на той же поверхности, создаваемой ОУ в начале эксплуатации.

Примечание — Срок эксплуатации ОУ определяется сроком службы ОП.

3.3 общая равномерность яркости : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к её среднему значению.

3.4 освещенность на дорожном покрытии , лк: Освещенность, создаваемая ОУ в заданной точке на дорожном покрытии.

3.5 пороговое приращение яркости , %: Мера слепящего действия прямого света осветительных приборов (ОП) в ОУ на водителя транспортного средства.

3.6 продольная равномерность яркости : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к её максимальному значению по оси полосы движения, на которой расположен наблюдатель.

3.7 равномерность освещенности : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к её среднему значению.

3.8 средняя освещенность на дорожном покрытии , лк: Освещенность на дорожном покрытии, усредненная по заданному участку дороги.

3.9 средняя яркость дорожного покрытия , кд·м : Яркость дорожного покрытия, усредненная по заданному участку дороги.

3.10 стандартные условия наблюдения: Установленные при расчете и измерении яркости дорожного покрытия условия наблюдения водителем транспортного средства (наблюдателем), при которых его глаз расположен на высоте 1,5 м над дорожным покрытием и удален от расчетной точки или точки измерения на расстояние, при котором угол между линией зрения, направленной в указанную точку, и плоскостью дороги лежит в интервале (1,0±0,5)°.

3.11 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги, имеющий отклонения от требований к участкам стандартной геометрии

Примечание — Примерами участков с нестандартной геометрией являются кольцевые пересечения, въезды и съезды с эстакад, переходно-скоростные полосы.

3.12 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги, проезжая часть которого содержит постоянное количество полос движения, определяющих его ширину, прямолинейна и имеет длину, которая определяется стандартными условиями наблюдения.

Примечания

1 Прямолинейность проезжей части участка определяется следующими условиями: радиус кривизны для кривых в плане — не менее 3000 м, радиус кривизны в продольном профиле — не менее 70000 м (для выпуклых кривых) и не менее 8000 м (для вогнутых кривых).

2 Минимальная длина участка стандартной геометрии соответствует 60 м плюс длина одного шага ОП.

Читайте также:  Кованый_держатель_для_туалетной_бумаги

3.13 яркость дорожного покрытия , кд·м : Яркость, создаваемая ОУ в заданной точке дорожного покрытия в направлении водителя транспортного средства в стандартных условиях наблюдения.

4 Технические требования

4.1 Технические требования к освещению дорог должны соответствовать указанным в таблице 1.

Таблица 1 — Значения нормируемых параметров освещения дорог

Глава 15. ОСВЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

15.1. Для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также повышения пропускной способности дорог в темное время суток предусматривают стационарные осветительные установки. При их проектировании необходимо соблюдать следующие требования:

при выборе типа и способа размещения осветительных установок обеспечивать освещенность дорог в соответствии с нормами на среднюю яркость проезжей части и среднюю горизонтальную освещенность обочин и тротуаров: равномерность распределения яркости (отношение максимальной яркости в отдельных точках проезжей части к минимальной); показатель ослепленности;

выявлять и подчеркивать расположение опасных зон (пересечений и примыканий, сужение дорог, пешеходных переходов, автобусных остановок) за счет изменения цветности источников света, размещения опор и светильников, повышения яркости проезжей части в опасной зоне;

обеспечивать зрительное ориентирование водителей в пути благодаря рациональному размещению опор и светильников, изменению цветности источников света на примыкающих дорогах, ограничению дезориентирующего водителей воздействия огней рекламы, витрин магазинов и охранного освещения объектов, расположенных вблизи от дороги;

не допускать резкого изменения освещенности перед сложными и опасными участками дорог и чередования освещенных и неосвещенных зон, устраивая непрерывное освещение при расположении освещенных участков дороги на расстоянии менее 250 м друг от друга;

добиваться плавного снижения яркости проезжей части на выезде с освещенного участка на неосвещенный, устраивая переходную зону длиной 150-250 м;

стремиться использовать такие элементы осветительных установок, которые отвечают требованиям эстетики и не нарушают вид архитектурного ансамбля дороги и расположенных на ней сооружений;

избегать размещения осветительных опор на тех элементах дорог и пересечений, где их установка может явиться причиной дорожно-транспортных происшествий;

применять опоры, не оказывающие большого сопротивления на срез при наезде автомобиля.

15.2. Стационарное освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать:

в населенных пунктах (по СНиП II-4-79, ч. II, гл. 4. Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение);

на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более, достигаемой в первые 5 лет эксплуатации;

на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с рекомендациями табл. 15.1;

Длина моста (путепровода), м Длина кабельной линии от пункта питания электроэнергией до освещаемого объекта, км Начальная интенсивность движения, тыс. авт/сут, при которой оправдано устройство освещения для ежегодного прироста интенсивности движения, %
5 10 15
50-100 1 8,0 4,0 2,0
5 12,5 7,5 6,0
10 18,5 13,0 9,0
100-200 1 5,0 2,5 1,0
5 9,5 5,0 1,5
10 12,5 8,0 4,5
Более 200 1 4,5 2,5 1,0
5 7,5 3,5 1,5
10 10,0 5,0 2,5

Примечания. 1. В таблице приведена начальная интенсивность движения на двух-, трехполосных дорогах. Для четырехполосных дорог с разделительной полосой ее следует увеличивать в 1,5 раза по сравнению с табличными значениями, а для шестиполосных — в 2 раза. 2. Промежуточные значения допускается определять интерполяцией.

на автозаправочных станциях и в зонах расположения комплексов обслуживания движения;

на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос;

на железнодорожных переездах (в соответствии с Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов);

в транспортных автодорожных тоннелях на дорогах I и II категорий и на подходах к ним на расстоянии не менее 150 м от начала тоннеля;

в пешеходных тоннелях, на лестничных сходах и площадках перед входами в тоннель;

под путепроводами, на дорогах I-III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м;

на автобусных остановках, подземных пешеходных переходах, в зонах возникновения дорожно-транспортных происшествий в темное время суток у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до источников энергоснабжения не более 2 км с учетом требований Госавтоинспекции.

Читайте также:  Как_посадить_привитый_саженец

15.3. Вне населенных пунктов средняя яркость проезжей части дорог и мостов (путепроводов) должна составлять: 0,8 кд/м2 на дорогах I категории; 0,6 кд/м2 на дорогах II категории; 0,4 кд/м2 — на соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях. Средняя горизонтальная освещенность обочин должна быть не ниже: 8 лк на дорогах I категории; 6 лк на дорогах II категории; 4 лк — на соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях. Среднюю горизонтальную освещенность тротуаров мостов (путепроводов) принимают в соответствии с нормами освещения тротуаров в населенных пунктах (по СНиП II-4-79).

Отношение максимальной яркости проезжей части к минимальной должно составлять не более 3:1 на дорогах I категории и 5:1 на остальных дорогах. Отношение максимальной освещенности обочины к средней должно быть при норме средней освещенности 6-8 лк не более 3:1, а при 4 лк не более 5:1.

Нормы освещенности автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами (длиной более 60 м) принимают по СНиП II-44-78. Средняя горизонтальная освещенность проездов под путепроводами (мостами) должна быть не менее 15 лк, а отношение максимальной освещенности к средней — не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.

15.4. Опоры светильников устанавливают, как правило, за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м. На насыпях высотой до 3 м для установки опор устраивают присыпные бермы с размерами 2 x 2 м. При большей высоте насыпи и наличии устойчивых откосов опоры устанавливают на сваях длиной 5-6 м с оголовком (рис. 15.1, а). В пучинистых грунтах и в районах вечной мерзлоты опоры устанавливают в котлованы, огражденные деревянными коробами (рис. 15.1, б), засыпая пазухи в верхней части дренирующим грунтом. В исключительных случаях (на насыпях высотой более 3 м при наличии неустойчивых откосов земляного полотна, на участках дорог, где размещению опор препятствуют кабельные или воздушные линии связи и электропередачи) допускается устанавливать опоры на обочине или разделительной полосе (при их ширине не менее 3 м).

Рис. 15.1. Схемы заделки в грунт опор освещения: а — при благоприятных грунтовых условиях; б — в пучинистых грунтах; 1 — опора; 2 — оголовок; 3 — свая; 4 — деревянный короб

Если ширина разделительной полосы составляет 3-4 м, опоры освещения должны быть встроены в блоки парапетного ограждения или расположены между ними (при надежном закреплении блоков к основанию с помощью штырей, рис. 15.2, а). При ширине разделительной полосы 5-6 м опоры можно установить по ее оси на расстоянии 1,25 м от опоры до направляющей планки ограждения (рис. 15.2, б).

На обочинах автомобильных дорог опоры устанавливают у бровки земляного полотна на расстоянии от нее не более 0,5 м, предусматривая устройство ограждения. Расстояние от направляющей планки ограждения до опоры должно быть не менее 1,25 м, а от планки до кромки проезжей части не менее 1 м (рис. 15.2, в). На узких обочинах у опор следует устанавливать ограждения парапетного типа (рис. 15.2, г).

Рис. 15.2. Схема установки опор освещения и ограждений на разделительной полосе (а, б) и обочине (в, г)

Вне населенных пунктов при высоте насыпи до 2-3 м допускается установка опор освещения на обочинах без ограждений, если опора изготовлена из тонкостенных стальных труб, а в нижней ее части (на расстоянии 0,4-0,5 м от поверхности обочины) предусмотрено фланцевое соединение, разъединяющееся при ударе автомобиля.

На мостах (путепроводах) опоры устанавливают в створе перил или за ними в стальных стаканах, а также закрепляют с помощью фланцевых соединений к несущим конструкциям сооружения. На мостах с ездою понизу светильники рекомендуется закреплять к элементам конструкции сооружения с помощью кронштейнов или тросов (при осевой схеме размещения светильников).

15.5. Дорожная служба должна уделять особое внимание сохранению высоких светоотражающих свойств дорожных покрытий на освещенных участках дорог, своевременно выполняя очистку проезжей части от грязи и обеспечивая быстрый отвод воды с проезжей части. На особо опасных местах во всех случаях, когда это возможно, рекомендуется устраивать светлые шероховатые покрытия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector