Украшение_икон_живыми_цветами_на_рождество

Украшение_икон_живыми_цветами_на_рождество

Флористика Рождество Моделирование конструирование Православная флористика Материал природный

Эта работа сделана к дню Преображения Господня, 19 августа. Белые хризантемы, белые и розовые гвоздики, красные розы, гипсофила и листья арабиса (они почти белые).

Композиция к дню святой мученицы Татианы 25 января. Белые хризантемы (они рекордсмены по стойкости), гипсофила — моя любимая, три красные розы, веточки туи — как фон всей композиции.

Белые ленты, как продолжение цветочного оформления.

Рождество 7 января, на фоне Рождественской елочки. Здесть другая основа композиции — подложка из фанеры с набитыми гвоздиками, чтобы держался пиафлор.

Процесс изготовления композиции. Хризантемы, гипсофила, туя.

Это композиция к празднику Благовещения.

Сначала укладываем фон — веточки туи, потом самые крупные цветы — розы, хризантемы, лилии. Все срезы делаем острым ножом наискосок.

Получается вот так.

Белые розы не очень стойкие, зато очень красивые! Если их аккуратно вынуть через пару дней, обновить срезы и снова поставить (на другое место), то простоят подольше.

На верхушку композиции можно поместить несколько пальмочек и листья рогоза.

Композиция к Пасхе. Лилии, гипсофила, туя. Но смотреть её нужно в сочетании с остальным украшением храма.

Украшение перил солеи на фоне открытых Царских врат. Гирлянда на пиафлоре из белых роз и лилий.

11 букетов из белых лилий были расставлены по всему пространству храма. Брать их нужно в бутонах, обирать ярко — оранжевые тычинки (а то они осыпаются и пачкают цветки). Лилии прекрасно, стопроцентно раскрываются, но сильно пахнут.

Праздник Святых Апостолов Петра и Павла.

Украшение иконы Святой Троицы. Мой самый долгожданный праздник. Листья вишни, лилии, хризантемы, гипсофила, болотная осока.

Общий вид храма на праздник Троицы. Центральная дорожка устлана травой, на перилах солеи гирлянды из цветов, зеленые ленты. Гирляда и наверху Царских Врат.

Дорогие мастера и мастерицы! Может быть, кому — то из вас пригодится мой опыт — украшение аналоя к различным праздникам в храме. Все композиции из живых цветов, на пиафлоре. Помещены в специально изготовленную рамочку из жести. В нее укладывается промоченный пиафлор, завернутый в полиэтилен, потом размещаются цветы. Композиция стоит 5-7 дней, если опрыскивать и подновлять — гораздо дольше.

Храмовая флористика. Особенности и символы.

Верующие люди, посещающие церковь, часто видят и знают, что помимо икон, в православных храмах бывают и живые цветы. Но в чём заключаются особенности храмовой флористики, и каково значение цветов в Богослужении?, – об этом вы узнаете из данной обзорной статьи Вероники Гуг.

В первую очередь необходимо отметить, что цветы в храме – это не главное. Храм – это Дом Божий, в нём совершаются Богослужения и церковные Таинства. В православных храмах всё аргументируется церковным Уставом и канонами.

Кратко об устройстве храма

Алтарь – самая важная часть храма, в нём располагается главная святыня – престол, доступ к которому имеют только священнослужители. Алтарь отделяется от основной части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нём имеется трое врат. Центральные самые большие называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, а боковые двери, называют диаконскими.
Справа от царских врат находится икона Спасителя, слева — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых. Справа от иконы Спасителя обычно располагается храмовая икона, на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах и на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.
В храме имеется еще и канунник (канун) с изображением Распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды. Огромные храмовые люстры с множеством свечей называются паникадила, ныне свечи в них электрические, и зажигаются в торжественные моменты служб. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Также в храмах могут находиться мощи святых угодников Божиих и другие святыни.

Читайте также:  Крюк_для_подвешивания_люстры

Флористические акценты в храме

Храмовая флористика должна быть осмысленной, согласно принципу: радость для глаз и пища для ума и сердца. Цветы в храме – это не просто украшения, это жертва Богу и уважение к святым, изображённым на иконах. Цветочное убранство современных храмов иногда поражает своим великолепием, и в тоже время цветы напоминают моляющемуся о рае и красоте Царства Небесного. Также, цветы, особенно увядая, помогают людям задуматься о том, что наша земная жизнь временна.
Однако, храм – это не оранжерея, и цветы не являются главными элементами храмовой атмосферы. Более того, флористические акценты не должны принимать на себя основное внимание в храмовом интерьере, не должны заслонять собой иконы, дабы
не отвлекать молящихся. Цветами храмы украшают, как правило, в праздничные дни. Флористически оформляют икону на аналое, царские врата, раку со святыми мощами, чудотворные и чтимые святыни. При этом нужно стараться соблюдать гармонию, оставляя основной визуальный акцент на святынях, данном случае цветы всегда второстепенны. Также нужно учитывать и цветочный запах, который должен быть умерен, дабы не перебивать аромат ладана. Флористические композиции не должны мешать священнослужителям во время проведения Богослужения, цветы также не должны мешать и прихожанам прикладываться к иконам. В общем, цветы в храме не должны вызывать неудобств.
Важно помнить, что в Церкви всё начинается с благословения и, желательно, чтобы выполняющий послушание по храмовой флористике был воцерковлён и понимал православную символику. Ведь даже, освоив теоретические основы аранжировки и, имея практические навыки, «переходить от буквы к духу трудно и болезненно», так как христианскую культуру может творить только христиански устроенная душа, а потому и ценно внутреннее состояние художника (флориста). Невозможно проникнуть в тайну
православного искусства без веры.

Флористический символизм в Православии

Что касается символизма, то многое зависит от христианского праздника, к которому приурочено флористическое украшение. Прежде чем приступить к подбору цветов для составления той или иной храмовой композиции, необходимо обратиться к «Богослужебным указаниям», где может содержаться вполне конкретная информация на этот счет. По Уставу есть праздники, на которых присутствие определённых растений обязательно: Рождество Христово, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы, Преображение (цветы и плоды). Основным флористическим аспектом при составлении композиций, является цвет праздника, который гармонирует с облачением священнослужителей и соответственно с одеждами престола, жертвенника, завесов, аналоев, воздýха, покровцов и закладок в напрестольном Евангелии.
На Пасху и в дни памяти мучеников — это красный цвет. Белый – в день Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу, также в дни особого почитания Небесных Сил бесплотных. Зелёный – Вход Господень в Иерусалим, а также на Троицу и в дни памяти преподобных, подвижников. Голубой – на Богородичные праздники. Фиолетовый – на праздники Животворящего Креста Господня. В православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, крестные ходы, богослужения на открытом воздухе, встречи иерархов, украшают вход в храм, ковры, дорожки и др. Христианская флоросимволика сегодня применяется и с учётом территориального месторасположения церкви относительно карты мира и поры года.

Читайте также:  Буржуйка_с_вентилятором_фото


Например, в Рождество флористическое украшение храмов по традиции формируется на основе еловых ветвей. А в праздник «Входа Господнего в Иерусалим» — на основе пальмовых ветвей, кстати, отсюда и второе название праздника «Пальмовое воскресение», в славянском простонародье называющееся «Вербным воскресением». Две тысячи лет назад в Иерусалиме Христу постлали под ноги, как положено входящему в город царю, белые ткани. Его приветствовали пальмовыми ветвями.
Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Когда этот праздник пришел на славянские земли, возник вопрос, ведь у нас пальмы не растут. Поэтому так повелось, что пальмовые ветви заменили на цветущую вербу. Это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту довольно-таки ранней весны повсюду расцветает. Верующие давно заметили, что процесс этот взаимосвязан: когда бы ни был праздник Вербного воскресенья (а он сдвигается в соответствии с Пасхой) как бы ни была холодна погода, даже если еще лежит снег, но верба обязательно зацветёт. Кстати, интересен символизм и праздника Преображения Господня (19 августа), который в народе именуется как «Яблочный спас».
Православная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В этот праздник греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал у них к этому времени. Поскольку в славянских широтах типичные сезонные фрукты того времени – яблоки, то именно они и стали символом этого праздника. Что касается цветов, то лилия является самым распространённым цветком церкви, потом – роза и другие.
Красота лилий восхваляется и в Священном Писании: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: Не трудятся, ни прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29).
Цветы и плоды, как выражение христианской любви и райского блаженства в искусстве первых христиан, и флористические образы библейских сюжетов, представляют собой единый священный образ, о чём свидетельствует не только архитектурное, литературное наследие Церкви, но и, безусловно, иконографическое. На некоторых Богородичных иконах, а также иконах святых, можно увидеть цветы.

Читайте также:  Рулонный_кровельный_материал_изол

Цветы на иконах

На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на одной руке, а в другой руке у Неё — цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Название иконы «Неувядаемый Цвет» связано с традицией воспевать Пресвятую Богородицу в словах Великого Акафиста, написанного в VII веке в Константинополе, а также с песнопениями канона Иосифа Песнописца, посвященными Богоматери. Иконография образа связана с изображением Похвалы Пресвятой Богородицы. Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также появление некоторых списков иконы «Неувядаемый Цвет» в XVI — XVII веках связано с желанием монахов символически изобразить чистоту Пресвятой Девы Богородицы в иконографическом образе с цветами, которые покрывают склоны Святой горы Афон. Существуют разные иконы, на которых изображены цветы и растения.
Одной из самых известных белорусских икон, является Жировичская икона Божией Матери. Известно несколько сюжетов этой иконы: помимо фото истинно-явленной каменной иконы, Явление чудотворной крохотной иконки живописно изображается на грушевом дереве в лесу, а более крупный план иконы канонично обрамлён в красивую
раму из цветов.

Важно помнить

Цветочные украшения гармонично вводятся в интерьер храма, учитывая его архитектурный стиль, формы, размеры и другие условия. Это касается и ёмкостей для композиций и ваз для букетов. Церковная цветочная аранжировка включена в храмовое пространство и неразрывна с ним, существуя для молитвы и ради неё.
Благоговейное отношение к живым растениям должно быть на всех этапах работы с ними: на стадии подготовки, использования, поддержания свежести. А после отдания праздника растения нельзя выбрасывать вместе с мусором: использованные цветы высушивают и раздают верующим, а в отдельных случаях сжигают. Троицкую зелень и вербу по традиции хранят весь год. Составление флористических композиций в православном храме не просто копирование прекрасного в окружающем нас растительном мире, а сотворчество. Ведь человек, ощущающий тонко в своей душе влияние природы, может вкусить еще на земле частицу вечного бытия… Таким образом, храмовая флористика способствует атмосфере праздника и благодати.

Сретенский монастырь: украшение храма

ФОТО и ВИДЕО

Дни церковных праздников – особые. Острее, чем в иное время, чувствуешь свою сопричастность вечности, чувствуешь то, что Спаситель – рядом. К встрече с Господом каждый особо готовится, празднично убирая и дом своей души, и свое жилище. И, конечно же, к празднику украшается Божий дом – церковь.

О том, как украшается перед Рождеством Христовым и Богоявлением храм Сретенского монастыря, мы хотим рассказать – и показать – нашим читателям в небольшом видеоролике и фотогалерее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector