Установка_двигателей_на_катера

Установка_двигателей_на_катера

lodochnik1974 › Блог › Установка двигателя 1JZ-GE на катер

Уважаемые форумчане не судите строго. Кто то скажет что я вобще не в теме, Но в этом году я решил установить на свой катер двигатель 1JZ-GE трамбленик c автомобиля Марк2. Маленько его подшаманил установил на него масленный охладитель, охлождаемый коллектор и двухконтурное охолождение. Вопрос встал о подлючении проводки но поискав информацию нашел здесь много полезного. У меня стоит ЭБУ 8661-22670 Если я все правильно понял то мне достаточно будет подать плюс на клемы компа BATT, +B, +B1, GSW через замок зажигания 1-е положение и на STA через положение стартера на замке зажигания. Есть заморочка еще и с питанием топлевного насоса но думаю тоже можно кинуть через первое положение замка зажигания. Зарядку думаю поставить от жигулей разницы особой думаю не будет. Еще мне хотелось бы вывести на прибоную панель температуру ДВС, зарядки, тахометр и давление масла. И еще у меня остался не подключенная фишка, она идет с косой на катушку зажигания. Сегодня купил не достающий разъем для ЭБУ на выходных буду ваять. Я не гений в электронике но по другому не получается.

Если у кого есть время и мысли по этому вопросу отпишитесь пожалуйста.
Продолжение следует!
На прошлых выходных были пробы на воде результат был не айс!
Скорость не выше 35-40 км. Валит дымок из сапуна. Сегодня взял компресометор, замерил компрессию и ужаснулся вышло следующее в первом и третьем и шестым давление 4,5 кг. В остальных 9,0 кг. Мерил на холодную. Вот и поверь на слово людям! Тот человек из Краснодара у кого взял двигало говорил все путем! Скорее всего будет замена колец. Вот не знаю может поможет ракоксовка но по моему все это туфта.

Смотрите также

Комментарии 22

Привет. На водометах применяют устройство типа ковша. Ну мне это не принципиально, еду только прямо, а в узких протоках я на малом ходу кручусь. Вот интересная фирма, не реклама я у них много что заказывал на свой катер. svk-borus.ru/vodomety-borus/vodomet%20200%20p-0

Привет!Как сделать реверс задней передачи?Не могу понять если акпп нет!

Как полет спустя 2 года? к сезону готов?

У меня водомет тож на 220 .хз попрет не попрет . двигло Rb 20. Сеня доделал тахометр от нивы.Удачи там вам !

Ура ЗАРАБОТАЛО! кому интересно вот ссылка первого запуска моего джезета))

что по расходу было? цестерна нужна?)) есть по подробнее где можно почитать о прокте

Запустил! Не было плюса на 3-х форсунках. Почему-то на них на этом моторе отдельный плюс должен быть.

Водомет здесь самодельный, колесо на 22см. 4000 оборотов.
6 человек примерно 50 км/ч по навигатору.

Мы на 1g-ge экспериментировали с меньшим диаметром водомета, ставили с разным шагом и кол-вом лопастей колесо и шнек, удалось загрузить только шнеком. Сильно зависит от загрузки лодки. С одним человеком летит и выхватывает воздух(прыгает по воде), можно дать резко газу и перепрыгнуть через перекат или камень. С четырьмя не едет, не развивает оборотов.

Схем нету, на 4-ый разъем компа подключаю ВАТТ — постоянный плюс. B+, B+, IGSW — зажигание. У меня через реле, чтобы толстые провода к замку не тянуть.
STA и NSW не подключаю, они для блокировки запуска. Серый разъем в центре на нижнем фото нужен для питания форсунок, зажигания и эл.клапанов. Толстый черный/красный в середине — стартер, толстый и средний черный/оранжевый — зажигание (через реле), остальные черные/красный на постоянный плюс как ВАТТ.
Серый двухрядный разъем-выходы датчиков на приборную панель, желтые температура и масло, тонкий черный — тахометр. Обязательно нужен общий провод между головкой, блоком, впускным коллектором, коммутатором катушки, компом, АКБ. Одного толстого минуса АКБ — блок двигателя для стартера недостаточно.
Генератор 3 контакта. желтый провод на лампочку панели, средний вкл зажигание, оставшийся на плюс БАТТ через предохранитель 7,5А (ignition на машине ), можно прямо к толстому проводу белый/красный на гайку. с гайки на АКБ.
Перед запуском надо проверить, что при включенном зажигании на всех форсунках есть плюс, на коммутаторе плюс, насос работает и болтик на регуляторе давление на магистрали с форсунками выходит.
Вакумки все заглушены, кроме вакум-сенсор.

могу схему нарисовать по-позже

За схему буду при много благодарен! Хотя многое и так стало мне понятно! А у тебя на двигателе тоже как и у меня охлаждение, выхлоп, ит.д? Я все брал здесь svk-borus.ru/catalog/item6.html дороговато конечно но думаю оно того стоит!

Запустил! Не было плюса на 3-х форсунках. Почему-то на них на этом моторе отдельный плюс должен быть.

Водомет здесь самодельный, колесо на 22см. 4000 оборотов.
6 человек примерно 50 км/ч по навигатору.

Мы на 1g-ge экспериментировали с меньшим диаметром водомета, ставили с разным шагом и кол-вом лопастей колесо и шнек, удалось загрузить только шнеком. Сильно зависит от загрузки лодки. С одним человеком летит и выхватывает воздух(прыгает по воде), можно дать резко газу и перепрыгнуть через перекат или камень. С четырьмя не едет, не развивает оборотов.

Схем нету, на 4-ый разъем компа подключаю ВАТТ — постоянный плюс. B+, B+, IGSW — зажигание. У меня через реле, чтобы толстые провода к замку не тянуть.
STA и NSW не подключаю, они для блокировки запуска. Серый разъем в центре на нижнем фото нужен для питания форсунок, зажигания и эл.клапанов. Толстый черный/красный в середине — стартер, толстый и средний черный/оранжевый — зажигание (через реле), остальные черные/красный на постоянный плюс как ВАТТ.
Серый двухрядный разъем-выходы датчиков на приборную панель, желтые температура и масло, тонкий черный — тахометр. Обязательно нужен общий провод между головкой, блоком, впускным коллектором, коммутатором катушки, компом, АКБ. Одного толстого минуса АКБ — блок двигателя для стартера недостаточно.
Генератор 3 контакта. желтый провод на лампочку панели, средний вкл зажигание, оставшийся на плюс БАТТ через предохранитель 7,5А (ignition на машине ), можно прямо к толстому проводу белый/красный на гайку. с гайки на АКБ.
Перед запуском надо проверить, что при включенном зажигании на всех форсунках есть плюс, на коммутаторе плюс, насос работает и болтик на регуляторе давление на магистрали с форсунками выходит.
Вакумки все заглушены, кроме вакум-сенсор.

могу схему нарисовать по-позже

А по поводу 1G-GE на катере Амур он только под угловой колонкой попрет, мощи в нем маловато! Это чисто мое мнение но я почти всю зиму на форумах инфу собирал.

Запустил! Не было плюса на 3-х форсунках. Почему-то на них на этом моторе отдельный плюс должен быть.

Водомет здесь самодельный, колесо на 22см. 4000 оборотов.
6 человек примерно 50 км/ч по навигатору.

Мы на 1g-ge экспериментировали с меньшим диаметром водомета, ставили с разным шагом и кол-вом лопастей колесо и шнек, удалось загрузить только шнеком. Сильно зависит от загрузки лодки. С одним человеком летит и выхватывает воздух(прыгает по воде), можно дать резко газу и перепрыгнуть через перекат или камень. С четырьмя не едет, не развивает оборотов.

Схем нету, на 4-ый разъем компа подключаю ВАТТ — постоянный плюс. B+, B+, IGSW — зажигание. У меня через реле, чтобы толстые провода к замку не тянуть.
STA и NSW не подключаю, они для блокировки запуска. Серый разъем в центре на нижнем фото нужен для питания форсунок, зажигания и эл.клапанов. Толстый черный/красный в середине — стартер, толстый и средний черный/оранжевый — зажигание (через реле), остальные черные/красный на постоянный плюс как ВАТТ.
Серый двухрядный разъем-выходы датчиков на приборную панель, желтые температура и масло, тонкий черный — тахометр. Обязательно нужен общий провод между головкой, блоком, впускным коллектором, коммутатором катушки, компом, АКБ. Одного толстого минуса АКБ — блок двигателя для стартера недостаточно.
Генератор 3 контакта. желтый провод на лампочку панели, средний вкл зажигание, оставшийся на плюс БАТТ через предохранитель 7,5А (ignition на машине ), можно прямо к толстому проводу белый/красный на гайку. с гайки на АКБ.
Перед запуском надо проверить, что при включенном зажигании на всех форсунках есть плюс, на коммутаторе плюс, насос работает и болтик на регуляторе давление на магистрали с форсунками выходит.
Вакумки все заглушены, кроме вакум-сенсор.

Читайте также:  Керхер_аксессуары_для_пароочистителя

могу схему нарисовать по-позже

Продолжение следует! На днях приобрел приборную панель и косу к ней от Mark2. Расчехлил косу и отрезал лишнее но оно так и не заработало(((( Конечно есть подозрение что я попутал с питанием и самое печальное мог подпалить мозги (есть душок) но двигатель заводится без проблем. На выходных буду читать ошибки!

Установка двигателей на катера

08.06.2015 19:05 — дата обновления страницы

Выбор проекта судна, чертежи, материалы для постройки

Наши дополнительные сервисы и сайты:


e-mail: office@matrixplusru
tender@matrixplusru
icq: 613603564
skype: matrixplus2012
телефон +79173107414
+79173107418

г С аратов

Liveinternet

Yandex, Rambler

Владельцам катеров и яхт

Стационарные двигатели на катере

Установка стационарного двигателя на катере неизмеримо сложнее, чем подвесного мотора на моторной лодке. Конкретно этот вопрос рассмотрен при описании проектов катеров, помещенных в книге. Учитывая, однако, что у любителя-судостроителя может возникнуть идея оборудовать стационарной двигательной установкой судно, на котором проектом предусмотрен подвесной мотор, считаем нужным привести несколько общих рекомендаций на этот счет.

Прежде всего неплохо ознакомиться с книгой В. А. Лазарева "Автомобильные двигатели в судостроении", о ДВС и их конструкции, выпущенной издательством "Судостроение" в 1961 г. Из этой книги, в частности, можно узнать, какие из отечественных автомобильных двигателей наиболее пригодны для установки на катере. Надо иметь в виду, что двигателей специально для катеров, кроме единственного CM-557JIM мощностью 13,5 л., в широкую продажу не поступает. Следовательно, прежде чем приступать к постройке катера, нужно решить вопрос о том, имеется ли возможность осуществить переделку автомобильного двигателя в катерный. Конкретно речь пойдет о том, как оборудовать двигатель реверсивным устройством и системой охлаждения.

Рис. 138. Схемы охлаждения двигателя забортной водой: а — простейшая система, работающая за счет скоростного напора; б — система с насосом и манипуляторным краном; в — система с насосом и термостатом.

Наиболее простая — открытая (одноконтурная) система охлаждения, в которой забортная вода непосредственно поступает на охлаждение двигателя. Возможны три варианта такой системы.

В первом варианте забортная вода подается самотеком, т. е. за счет скоростного напора. Этот вариант может быть использован при конвертировании двигателей, не имеющих насоса охлаждающей воды, конкретно — на двигателях ЛЗ/2 и Л6/3, выпуск которых, правда, давно уже прекращен; но тем не менее эти двигатели не утратили своей популярности благодаря высокой надежности и безотказности. Принцип действия такой системы охлаждения показан на схеме (рис. 138, а). При движении катера забортная вода за счет скоростного напора захватывается водозаборником 1 , выполненным в виде козырька, и через кингстон 2 по трубе 3 поступает в зарубашечное пространство двигателя. Оттуда она попадает в выхлопную трубу 4 и выбрасывается за борт.

Необходимыми условиями функционирования системы являются: наличие скорости хода не менее 12 км/час и достаточно низкая относительно ватерлинии установка двигателя, так’ как поднять воду за счет только скоростного напора выше чем на 200-250 мм практически невозможно. Для создания большего напора водозаборник может быть установлен непосредственно за гребным винтом, что даст возможность использовать отбрасываемую им струю воды (рис. 139).

Недостатком системы является отсутствие циркуляции охлаждающей воды при работе двигателя на стоянке. Для двигателей ЛЗ/2 и Л6/3 это, впрочем, не имеет значения, так как они не имеют разобщительной муфты. При эксплуатации этих двигателей нужно следить за тем, чтобы температура масла не превышала нормы (75°), так как специальной системы охлаждения масла не предусмотрено.

Более универсальной и надежной является система охлаждения, выполненная по второму варианту, в котором предусматривается подача забортной воды с помощью насоса. Схема этого варианта показана на рис. 138, б. Кроме насоса 6 забортной воды система дополнена фильтром 5 и холодильником масла 8. Вода прокачивается насосом 6 последовательно через холодильник масла 8, охлаждаемый выхлопной коллектор 9, зарубашечное пространство двигателя и поступает в выхлопную трубу 4, откуда вместе с выхлопными газами выбрасывается за борт. Между холодильником масла и насосом установлен ручной манипуляторный кран 7, позволяющий регулировать температуру воды на выходе из двигателя. Открывая этот кран, можно часть воды отводить, минуя холодильник масла и двигатель, прямо в выхлопную трубу. Регулируя таким образом подачу воды, можно поддерживать нужную температуру двигателя.

Рис. 139. Водозаборник и установка резинометаллического подшипника в кронштейне. 1 — металлический корпус подшипника; 2 — вулканизированная резина; 3 — водозаборник системы охлаждения.

Рис. 140. Система измененного охлаждения двигателя "Москвич".

Наконец, третий вариант системы одноконтурного охлаждения двигателя (см. рис. 138, в), в котором с помощью термостата 10, автоматически регулируется температура воды в системе. При прогреве двигателя, когда вода холодная, основной клапан термостата закрыт. В этом случае вода, пройдя через холодильник и двигатель, не выбрасывается за борт, а возвращается назад, во всасывающую трубу насоса. Образуется замкнутый цикл, который действует до тех пор, пока вода не разогреется до нужной температуры.

Охлаждение масла в реверсредукторе может быть осуществлено за счет отвода охлаждающей воды, проходящей через масляный холодильник двигателя. Этого устройства может, однако, и не потребоваться, так как нормально работающий реверсредуктор разогревается мало.

Рассмотрим конкретную конструкцию системы охлаждения (рис. 140), разработанную А. И. Столяренко для конвертированного автомобильного двигателя "Москвич". Из рассмотренных вариантов она соответствует третьему.
Забортная вода поступает по шлангу 1 к штатной помпе 2 двигателя. Помпа подает воду к тройнику 3, в котором вода разделяется на два потока. Первый из них идет в блок цилиндров и далее через термостат в выхлопную трубу. Второй по дюритовой трубе 4 и змеевику охлаждения масла в поддоне направляется в зарубашечное пространство выхлопного коллектора, а затем в нижнюю часть рубашки выхлопной трубы и оттуда через патрубок за борт.

Изготовление и установку выхлопного коллектора можно вести в следующем порядке (рис. 141):

1) рассоединить штатные выхлопной и всасывающий коллекторы (последний в дальнейшем снова устанавливается на место);

2) изготовить точные шаблоны фигурных фланцев патрубков по штатному выхлопному коллектору и шаблон расположения фланцев и отверстий под шпильки;

3) изготовить корпус коллектора (труба 48 X 3 мм); патрубки (труба 32×4 мм); фланцы патрубков толщиной, равной толщине фланцев на всасывающем коллекторе, с припуском для чистовой обработки 0,5-1 мм; донышко коллектора и квадратный фланец;

4) фланцы насадить на патрубки и приварить;

5) установить патрубки с фланцами на шаблоне или блоке цилиндров и закрепить болтами; подогнать свободные концы патрубков к трубе коллектора, разметить и высверлить для них отверстия; насадить трубу коллектора на патрубки и прихватить сваркой; снять трубу коллектора с шаблона или блока и окончательно приварить к ней патрубки;

Читайте также:  Компактные_стенки_в_зал

6) подогнать и приварить донышко коллектора;

7) заглушить патрубки и испытать сварной шов на герметичность водой или керосином;

8) из двухмиллиметровой стали изготовить верхнюю и нижнюю половины кожуха-рубашки (разъем их идет в плоскости осей патрубков);

9) приварить к коллектору установочные планки 8x12x3 мм; насадить и приварить кольцевое донышко; собрать на прихватках рубашку и донышко; сделать на верхней части рубашки выбойки для прохода фланца всасывающего коллектора; собрать на прихватках патрубки для воды; установить, для проверки, на блоке выхлопной и всасывающий коллекторы;

Рис. 141. Сварной выхлопной коллектор.

10) снять выхлопной коллектор и окончательно приварить рубашку и остальные детали; приварить к верхней части рубашки планку 15x30x3 мм, предназначенную для крепления деталей управления дроссельной заслонкой карбюратора. Приварить квадратный фланец; проверить плотность швов водой или керосином;

11) фланцы патрубков прострогать или фрезеровать в чистый размер и с таким расчетом, чтобы их сопрягаемые отверстия были строго в одной плоскости.

Змеевик для охлаждения масла в картере изготовляется из медной трубки наружным диаметром 14-16 мм и толщиной стенки 1 мм. Нормальную работу системы обеспечат два витка такой трубки, однако смонтировать их в поддоне картера затруднительно. Следует в поддоне сделать разрез с таким расчетом, чтобы, отогнув вдоль него поддон, получить Рис. 142. Схема замкнутого охлаждения конвертированного автомобильного двигателя М-51.
торцовые стенки коробки для установки змеевика. Боковые стенки и дно коробки выгибаются из листа, как показано на рис. 140.

Более сложными по устройству, но зато и более надежными в эксплуатации являются системы охлаждения, работающие по замкнутому циклу, или двухконтурные. Для охлаждения двигателя в них используется пресная вода, которая циркулирует так же, как и при работе двигателя на автомобиле. Вместо радиатора, в котором у автомобиля температура воды понижается за счет воздушного обдува, здесь устанавливаются специальные водомасляные и водо-водяные холодильники, омываемые забортной водой. Одна из наиболее распространенных схем такой системы охлаждения показана на рис. 142.

Рис. 142. Схема замкнутого охлаждения конвертированного автомобильного двигателя М-51.

Забортная вода, так же как и в открытой системе, через заборник 1 (рис. 142), кингстон 2 и фильтр 3 засасывается насосом 13 и прокачивается последовательно через холодильник масла 4, водо-водяной холодильник 5, выхлопной коллектор 9 (первый контур). Далее вода поступает в выхлопную трубу 10 и выбрасывается за борт. Часть забортной воды отводится для охлаждения реверсредуктора 11.

Рис. 143. Трубчатый забортный холодильник. 1 — выходной патрубок; 2 — трубки квадратного сечения; 3 — входной аатрубок; 4 — обтекатель.

Рис. 144. Пластинчатый забортный холодильник: а — схема установки холодильника на катере; б — конструкция холодильника. 1 — вырез в днище катера; 2 — выходной патрубок; 3 — входной патрубок.

Вода второго контура, охлажденная в водо-водяном холодильнике 5, специальным насосом 12 нагнетается в блок цилиндров. Оттуда она поступает в корпус термостата 8, далее — в расширительный бачок 7 и снова в холодильник 5. В холодном двигателе основной клапан термостата закрыт, и вода поступает, минуя холодильник 5, через перепускной клапан термостата по трубе 6 на вход насоса 12. После разогрева двигателя основной клапан термостата 8 открывается, а перепускной клапан закрывается, в систему включается холодильник.

Как видно, основной частью, отличающей систему с замкнутым циклом от открытой системы, является водо-водяной холодильник 5. Принцип его работы не отличается от масляного холодильника.

Рис. 145. Схема охлаждаемого глушителя.

Охлаждение воды, циркулирующей по замкнутому контуру, может производиться и в каналах, омываемых снаружи забортной водой. Такие каналы, называемые днищевыми холодильниками, размещаются снаружи корпуса в районе киля или скулы.

Одна из возможных конструкций такого холодильника представляет собой набор труб (рис. 143), приспособленный для крепления к днищу катера. На катере с двигателем небольшой мощности вообще может быть установлена вдоль киля одна 2-3-метровая труба диаметром 40 мм.

Другая конструкция днищевого холодильника (рис. 144) представляет собой разделенную перегородками полость, образованную металлическими оцинкованными листами, которая встраивается в днище катера. Наружная поверхность такого холодильника заменяет на данном участке днища вырезанную часть обшивки. Чтобы очистить днище от водорослей воспользуйтесь Фаворитом-К, идеальным моющим средством.

Расчет охлаждающей поверхности холодильников зависит от многих факторов и носит приближенный характер. Можно считать достаточной площадь 120-180 см2 на I л. с. мощности двигателя.

Рис. 146. Крепление выхлопной трубы с помощью дюритового соединения. 1 — глушитель; 2 — асбестовая изоляция; 3 — трубка для подачи воды к дюритовому колену; 4 — выхлопная труба; 5 — дюритовый участок выхлопной трубы; 6 — кожух.

Кроме охлаждения блока цилиндров, необходимо предусмотреть меры для снижения температуры в системе выхлопа газов. На маломощном двигателе достаточно просто изолировать выхлопной коллектор и выхлопную трубу слоем асбеста. На автомобильных конвертированных двигателях оборудуется более сложная система водяного охлаждения. Одна из конструкций такой системы приводилась выше, на рис. 141.

Для охлаждения выхлопной трубы и глушителя, как это показано на рис. 138 и 142, вода подводится либо прямо от двигателя, либо от выхлопного коллектора. Схема охлаждаемого глушителя показана на рис. 145. Следует обратить внимание, что выходной патрубок располагается в нижней части глушителя. Это сделано для предотвращения попадания забортной воды в двигатель. С этой же целью на выхлопной трубе, если она выходит за борт на уровне ватерлинии, должно быть предусмотрено кривое колено, верхняя точка которого должна быть расположена выше выхлопного патрубка двигателя (рис. 146). На рисунке показаны два варианта исполнения узла впрыска охлаждающей воды в выхлопную трубу. Нижний вариант предпочтительнее, так как обеспечивает мгновенное испарение воды и более эффективное глушение шума выхлопа. При всех случаях выхлопную трубу и глушитель необходимо надежно изолировать асбестом.

Крепление выхлопной трубы в отверстии транца или борта должно осуществляться с учетом возможности продольных смещений ее в результате нагрева. Одна из возможных конструкций, отвечающих этим требованиям, приведена на рис. 147. Другой вариант эластичного крепления выхлопной трубы заключается в использовании дюритового соединения, которое должно охлаждаться водой, вводимой в полость выхлопной трубы в районе дюрита (см. рис. 146).

При установке двигателя на катере должны строго соблюдаться правила, обеспечивающие его безопасную эксплуатацию.

Рис. 147. Проводка выхлопной трубы за борт. 1 — кожух; 2,7 — фланец; 3 — транец; 4 — уплотнение из резины; 5 — стяжной болт; 6 — выхлопная труба; 8 — асбестовый шнур 0 5.

Так, в случае, когда с двигателя сняты автомобильные воздухоочистители (это вполне допустимо, так как в судовых условиях воздух в карбюратор поступает достаточно чистый), вместо них должны быть поставлены простейшие фильтры-пламягасители с металлической сеткой.

В моторных отсеках необходимо предусмотреть систему вентиляции, обеспечивающую приток воздуха, требующийся для работы двигателя при закрытых дверцах отсека или при опущенном кожухе.

Топливные баки располагают в отсеке, изолированном от места расположения механической установки, камбуза и пассажирских помещений.

Горловины бензобаков (по требованиям навигационно-технической инспекции ОСВОД их диаметр не может быть менее 40 мм) следует обязательно вывести на палубу и предусмотреть для их закрытия герметичные завинчивающиеся пробки.

Конструкция бензобаков в принципе не отличается от бензобаков, устанавливаемых на автомобиле, но на судне целесообразно придавать им форму, соответствующую форме обводов днища в этом отсеке.

Моющие средства для чистки


форсунок в ультразвуковых ваннах и на стендах

Дезинфицирующие средства

широкого применения

для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора

Моющие средства

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов

«Казанка» с водометом.
Установка автомобильного двигателя на лодку

Хочу поделиться опытом установки на лодке двигателя от автомобиля «Запорожец» и рассказать о трудностях, с которыми мне пришлось встретиться в процессе двухлетней эксплуатации его на «Казанке» с водометом. Конечно, нужно учитывать, что все нижеизложенное — результаты испытаний только на одной лодке.

Общий вид «Казанки» с водометом

Конвертируя двигатель, я оставил воздушное охлаждение и дополнительно ввел водяное охлаждение масла в картере двигателя. В картер уложил змеевик из медной трубки с внутренним диаметром 10 мм. Трубка имеет тепловой контакт с внутренними ребрами картера для лучшего охлаждения масла. Масляный радиатор снял, вместо него установил перепускную трубку, а образовавшийся проем закрыл заглушкой. Теперь воздух, который раньше проходил через радиатор, используется для более интенсивного охлаждения цилиндров двигателя. Вода подается в змеевик, затем через тройник попадает в водяные рубашки глушителей и, охлаждая выхлопные трубы, выбрасывается за борт. Больше никаких переделок я не делал, кроме самых мелких: установка реле-регулятора и т. д.

Двигатель установлен вентилятором в корму и без капота, так что встречный поток воздуха складывается с потоком вентилятора. Крутящий момент от двигателя к валу водомета передается с помощью цепной передачи в масляной ванне. Коробка передачи жестко соединена с двигателем. Вся силовая установка размещена между транцем и предпоследним шпангоутом, занимая в длину примерно 600 мм от транца.

Схема водометной установки на базе автомобильного двигателя


1 — сопло водомета; 2 — карданный вал; 5 — цепная передача;
4 — двигатель; 5 — выброс воздуха.

Над бортами лодки выступают вентилятор и частично головки цилиндров. Несмотря на такое «двухэтажное» расположение силовой установки, центр тяжести ее размещен достаточно низко, примерно по линии коленчатого вала двигателя, что значительно ниже, чем при установке на «Казанке» двух моторов «Москва». Двигатель закреплен с наклоном до 5° на трех стандартных резиновых амортизаторах. Между выходным валом коробки передач и валом водомета установлен карданный валик, для которого использована полуось мотоколяски вместе с двумя шарнирами.

Установка имеет дистанционное управление и щиток контрольных приборов от автомобиля «Победа». Бензобак от автомобиля «Москвич 401» расположен под задним сиденьем.

Силовая установка должна обязательно иметь разобщительную муфту. Дело в том, что двигатель нельзя глушить после работы под нагрузкой. При выключении зажигания он дает длительное время вспышки, сопровождающиеся сильными стуками поршневой группы. Двигатель должен некоторое время поработать на холостых оборотах. При этом головки цилиндров быстро охлаждаются, и после выключения зажигания двигатель сразу останавливается. При работе двигателя на малом газу с постоянной нагрузкой быстрого охлаждения не происходит — слишком мало число оборотов, что затрудняет быструю остановку двигателя, например, при подходе к берегу.

Температура масла и головок цилиндров оказалась даже ниже, чем на автомобиле при работе в летних условиях. При переходах длительностью 3—4 часа температура масла не поднималась выше 70—75°, в то время как на автомобиле она достигает 100°. При прохождении заросших водоемов весьма желательна разобщительная муфта. Мгновенное разобщение — и подсоса в заборник нет, лодка свободно проходит заросли.

Несомненными преимуществами установки автомобильного двигателя на лодке являются наличие электростартера, малый расход бензина и масла. Легкость запуска двигателя вполне окупает некоторое увеличение веса (электростартер, аккумулятор).

Общий расход бензина за 1967 г. на «Казанке» с водометом оказался примерно наполовину меньше, чем с двумя моторами «Москва» с такой же нагрузкой и за тот же период. Следует помнить, что бензин должен быть с октановым числом не ниже 72. За период отпуска смена масла не производилась.

Применение цепной передачи позволяет расположить двигатель над водозаборником и экономно использовать объем лодки. Кроме того в этом случае вал, соединяющий коробку передач с валом турбины, работает при минимальных углах в шарнирах. Поэтому кпд передачи в целом получается достаточно высоким. Нагрев коробки передач не превышает допустимого (не более 70°), так что дополнительного охлаждения не требуется. Это тоже свидетельствует о высоком кпд цепной передачи. Я испробовал три варианта передачи с передаточным числом i = 1 и устройством натяжки цепи за счет эксцентричности опор.

Вариант I. Втулочно-роликовая цепь мотоколяски имеет шаг 15,88, ширину 9 мм, звездочки с числом зубьев 19. По расчету может работать до 1900—2000 об/мин, но практически легко и бесшумно работает до 2800 об/мин. При увеличении числа оборотов до 4000 увеличивается нагрев коробки и через 8—10 часов происходит раскалывание роликов. Результат проверен на трех цепях.

Вариант II. Зубчатая цепь с шагом 12,7, шириной 20 мм, числом зубьев в звездочках 21. По расчету может работать до 3300 об/мин, практически во всем диапазоне до 4000 об/мин работает очень хорошо. Требуется периодическая подтяжка, что, возможно, объясняется плохим качеством примененной цепи.

Вариант III. Двухрядная втулочная цепь от мотоцикла ИЖ, шаг 9,525 мм, число зубьев 24, работает до 5000 об/мин. Результатов длительной эксплуатации пока нет, но мне эта цепь кажется наиболее подходящей.

Во всех передачах при проверочных расчетах удельное давление на зуб превышает допустимое, указанное в таблицах. Поэтому для смазки цепи применялось гипоидное масло (ГОСТ 4003—51), позволяющее работать при повышенных удельных давлениях. При осмотре цепей и звездочек заметного износа не обнаружено.

При использовании автомобильного двигателя «Запорожец» на лодках в длительном эксплуатационном режиме до 3000 об/мин (что соответствует 20 л. с.) можно получить отличные результаты по надежности, долговечности и экономичности. Конвертирование двигателя не представляет особых трудностей. При установке двигателя под капотом надо подумать о дополнительном охлаждении. Может быть, достаточно иметь на каждой головке ребро, поджатое под верхние наружные гайки и охлаждаемое водой. Установка двигателя вентилятором вперед удобнее для отбора мощности, но при этом и требуются громоздкие воздухоотводы.

Использование цепей для передачи крутящего момента позволяет создать компактную установку, обладающую высоким кпд и достаточной долговечностью. Надо только помнить, что при вертикальном расположении цепи в ней могут возникать колебания, приводящие к ее разрушению, поэтому необходимо своевременно подтягивать цепь или устанавливать специальные гасители из резины, пластмассы и т. п. на пути цепи, препятствующие возникновению колебаний большой амплитуды.

Необходимо использовать цепи с возможно меньшим шагом и обязательно производить расчет передачи перед установкой на лодку.

Двигатель с коробкой передач


Шаг цепи 12,7 мм; передаточное число i = 1;
число зубьев z = 21.

Несколько слов о водомете. Его данные: диаметр водовода — 190 мм; диаметр сопла — 120 мм; шаг ротора — 130 мм; число лопастей — 4; зазор между ротором и корпусом — 0,25 мм; число лопастей спрямляющего аппарата — 10.

Задней опорой гребного вала служит самоустанавливающийся подшипник 1204, для уплотнения которого использованы четыре сальника 25х42х7 (по два с каждой стороны). В качестве передней опоры применены два конических роликовых подшипника 7204.

Для увеличения кпд движителя в дальнейшем я решил уменьшить число оборотов ротора — рабочего колеса водомета — до 3000, соответственно изменив шаг или диаметр сопла до получения необходимого согласования. В новой цепной коробке с передаточным отношением 24/31 и двухрядной цепью с шагом 9,525 от мотоцикла «ИЖ» я хочу попробовать изготовить разобщительную муфту по типу «Селектрик» (см. сборник «Кия», вып. 6, стр. 71).

В. С. Коровин, «Катера и яхты», 1968 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector